тюнинг и ремонт авто

Вариатор Nissan X-Trail

Содержание статьи:

1. Замена масла в вариаторе Nissan X-Trail

2. Обнуление счетчика вариатора в Nissan X-Trail

3. Программа чтения ошибок вариатора Nissan X-Trail

4. Устройство вариатора Nissan X-Trail

5. Система смазки и охлаждения вариатора Nissan X-Trail

1. Замена масла в вариаторе Nissan X-Trail

Пришла пора озадачиться сменой масла в вариаторе. На самом деле, работа не такая, уж, сложная. Главное не спешить.

Купив машину с пробегом в 54 тыс.км. я уже тогда озадачился заменой масла в вариаторе. Но ОД меня просто уверил, что для такого пробега это фигня. Менять будем минимум на 100 тыс. пробега.
— Хм… как так? Оно там вечное?
— Да, вечное, рассчитанное на весь срок службы вариатора.
Прям, как в анекдоте — копать от забора и до обеда. Так и тут про срок службы — от продажи и до победы.
— А сколько(по времени)этот срок службы длится? Ведь машины по разному эксплуатируются и т.п.
— эээм… ну… да ладно, там все рассчитано. Японцы ведь не дураки.

Действительно, японцы не дураки и производитель такого узла, как вариатор, обязательно должен был предоставить регламент обслуживания.
Покопавшись в интернете, я узнал, что такие вариаторы (Jatco JF011E (CVT)/RE0F10A) устанавливаются не только на X-Trail, но и на многие другие модели.
Например: Dodge Caliber, Jeep Compass, Jeep Liberty, Jeep Patriot, Mitsubishi Lancer X, Mitsubishi Outlander XL, Mitsubishi ASX, Nissan Qashqai/Qashqai+2, Nissan Teana, Peugeot 4007, Citroen C-Crosser.

Скажу сразу, что я не специалист и все дальнейшее описание построено на информации, которую я собрал из различных источников в интернете, а работу проводил своими руками.

Нашел даже выдержки из руководства пользователя, о том, как надо мерить уровень масла и сбрасывать счетчик старения.
Но только ОД ниссана об этом не знает и говорит мне, что масло рассчитано на весь срок службы.
Ну, да ладно. Оставим этот вопрос на его совести.

Итак, заказываем в экзисте:
KLE52-00004 Масло трансмиссионное синтетическое "CVT NS-2", 4л, (надо минимум две канистры) С 2013 года код KLE52-00004-EU
2705A015 MITSUBISHI Прокладка поддона картера АКПП
2824A006 MITSUBISHI Фильтр масляный маслоохладителя коробки передач
Если хотите, то можно этот Nissan 31726-1XF00. Смотрите, что дешевле.
2920A096 MITSUBISHI Кольцо уплотнительное фильтра коробки передач
2705A013 MITSUBISHI Прокладка сливной пробки масляного поддона вариатора. Можно взять вот эту 1102601M02 NISSAN, она намного дешевле. Знал бы, что они одинаковые, так бы и сделал.

Почему указаны партномера от митсубиси? Да потому, что они оказались дешевле. Причем, существенно дешевле.
Например прокладка поддона митсубиси стоит 790 руб. Для ниссана 1500 руб. Для Рено 4500 руб. Для Доджа 2700 руб.
Ну и по остальным пунктам тоже. Единственное, на чем выигрывает ниссан, так это на прокладке для сливной пробки.
Митсубиси — 120 руб. Ниссан- 36 руб. Фото для сравнения покажу ниже.

Дополнительно были приобретены: Шприц медицинский 20мл (3 шт), капельница.
Отрезаем от капельницы все лишнее, остается прозрачная гибкая трубочка, надеваем ее на шприц и используем для заливки масла в трудных местах. Или, если перелить масло, то для откачки масла через отверстие для щупа.

Замена масла в вариаторе Nissan X-Trail и обнуление счетчика вариатора

Шприц и капельница.

Для успокоения своей совести на предмет того — а надо ли менять масло или еще можно поездить, предлагаю сделать вот так.
Вставляем шланг капельницы в отверстие для щупа, проталкивая поглубже, и набираем масло в шприц .
Результат для сравнения на фото:

clip_image002.jpg

Кто сказал, что не надо менять?

Ну как? Впечатлило различие?
На фото светлое масло — это то, что в коробке сейчас. Проверил шприцем после двух дней пробега.
Темное масло еще не показатель к замене. Надо посмотреть масло на просвет. У меня оно было с красным отливом, как будто прожаренное. А это, как пишут люди на форумах, уже плохо. Краснота масла NS-2 — это признак плохого состояния масла.
Как обстоит дело в других коробках, где изначально мало красное — я не знаю. Наверное, там смотрят по другим признакам.

Какое еще масло можно лить?

1. Оригинальное вариаторное масло для Пежо-Ситроен PSA 9735.EF оно же Mitsubishi DIA QUEEN CVTF-J1, минеральное.PSA
2. Mitsubishi DIA QUEEN CVTF-J4, минеральное.

По информации www.cp-club.ru/ масла DIA QUEEN CVTF-J1 и DIA QUEEN CVTF-J4взаимозаменяемые.
Масло Peugeot/Citroen продается только фасовкой 2 литра.

Масло Mitsubishi DIA QUEEN CVTF-J1:
код S0001401 — бочка 20 л
код S0001610 — канистра 4 л
код MZ313973 — канистра 1 л

Масло Mitsubishi DIA QUEEN CVTF-J4:
код MZ320185, емкость 1 л
код MZ320261, емкость 1 л Genuine CVT Fluid Eco J4
код MZ320262, емкость 4 л Genuine CVT Fluid Eco J4

Масло Nissan NS-3, вариаторного типа, CVT NS-3, минеральное (для машин 2013- по н.в. г.в.)
Nissan NS-3 вышло на замену NS-2 и по характеристикам соответствует DIA QUEEN CVTF-J4. Масло одинаковое и взаимозаменяемое. (По информации www.cp-club.ru/ )
код KLE53-00004, емкость 4 л
код 999MP-NS300P, емкость 1 л
код KLE53-00002, емкость 20 л

Масло ELF ELFMATIC CVT

Масло MOPAR CVTF + 4
фасовка 0, 946 л (кварта), артикул 05191184AA,
фасовка 3, 785 л (галлон), артикул 05191185AA,
фасовка 1 л, артикул 68004937EA,
фасовка 4 л, артикул 68004942EA

Масло Pentosin CVT 1

Масло RAVENOL ATF NS2/J1 Fluid
Заливать не рекомендуется! Были случаи выхода из старой КПП! (По информации www.cp-club.ru/)
Можно считать, что опыт положительный для Равенола есть.

Вариаторные масла PSA 9735.EF, Mitsubishi DIA QUEEN CVTF-J1, Nissan NS-2, ELF ELFMATIC CVT, MOPAR CVTF + 4 производятся на заводе ELF, разливаются в разные канистры. (По информации www.cp-club.ru/ )

Полазив по форумам, узнал, что владельцы митсубиси тоже льют ниссановское, т.к. оно, как правило, оказывается дешевле.

Я тоже заказал ниссановское. На тот момент его цена была самая низкая 3922 руб.

clip_image003.jpg

Масло Nissan CVT Fluid NS-2

Немного пояснений про масло. Дело в том, что раньше масло NS-2 было в синих канистрах. Но потом производитель по каким-то причинам поменял внешний вид и изменил цвет канистр на серый.

clip_image004.jpg

Канистры старого и нового образца. Фотография с форума www.cp-club.ru

На синих канистрах (старого образца) в партномере появилась приставка EU, что означает — для рынка Европы и РФ и инструкция на европейских языках, а на серых все по прежнему без приставки EU и вся канистра в иероглифах.

clip_image005.jpg

Канистра старого образца. Партномер с приставкой EU. Фотография с форума www.cp-club.ru

clip_image006.jpg

Канистра нового образца без приставки EU. Фотография с форума www.cp-club.ru

Затем через какое-то время синие канистры полностью отошли в прошлое и теперь для рынка Европы и РФ масло идет в серых канистрах. Хотя до сих пор встречаю в магазинах синие канистры.
Старые запасы?

clip_image007.jpg

Канистра нового образца. Серая. Партномер с приставкой EU

Какую именно канистру покупать, решайте сами. Я выбрал ту, что дешевле.

clip_image008.jpg

Расходники

clip_image009.jpg

Прокладка поддона.

clip_image010.jpg

Прокладка под сливную пробку. Найдите отличия. Митсубиси 120 руб., Ниссан 36 руб.

clip_image011.jpg

Уплотнительное резиновое кольцо в маслоохладитель

clip_image012.jpg

Фильтр тонкой очистки. Находится внутри маслоохладителя.

Масло успел заказать по старым ценам, а это основная часть затрат, поэтому и цена довольна демократичная.

Загоняем машину на яму или эстакаду. Главное, чтобы место было такое, где можно безбоязненно заляпать маслом.
Я делал в гараже, у меня там чисто, поэтому, полы в яме посыпал песком и застелил пенопластовыми крышками от больших ящиков из-под фруктов. Взял заранее на рынке у китайцев. В итоге на полы ничего не протекло, а что протекло, то впиталось в песок. Затем все собрал и выкинул.

clip_image013.jpg

Вид снизу

Внимание! Перед тем, как слить масло, посмотрите его уровень на щупе. Запомните где был уровень в горячем состоянии. Это пригодится потом в самом конце, когда будете заливать свежее масло.

Подставляем емкость и откручиваем сливную пробку.

clip_image014.jpg

Откручиваем пробку

Прогретое горячее масло весело сбегает в емкость.

clip_image015.jpg

Головкой на 10 откручиваем и снимаем поддон. Любуемся внутренностями.

clip_image016.jpg

Вот он наш вариатор.

Нас интересует вот этот фильтр грубой очистки. Внутри него сеточка, ее надо почистить.

clip_image017.jpg

Откручиваем фильтр. Три болта.

clip_image018.jpg

Откручиваем фильтр

Обращаем внимание, чтобы не потерять резиновое колечко.

clip_image019.jpg

Резиновое колечко обязательно.

Если вдруг колечка не оказалось, значит оно осталось внутри. Проверить и вытащить пальцем.

clip_image020.jpg

Проверить наличие колечка.

Далее заливаем в фильтр бензин или солярку, трясем его и выливаем все, что там внутри него было.
У меня в нем не оказалось механической стружки, что несомненно радует, но бензин стал черным.
После промытия и протирки фильтр становиться вот таким.

clip_image021.jpg

Как новый

Откладываем его в сторону для просушки и занимаемся поддоном.
А в поддоне у нас вот такая кака.

clip_image022.jpg

Явной крупной стружки на магнитах нет, что опять меня порадовало, но грязи хватает.
Кисель какой-то.

clip_image023.jpg

Грязь на магнитах

Растер между пальцами, наощупь, как мелкий песок. Магнитится, значит это мелкая стружка, что является естественным результатом эксплуатации.

clip_image024.jpg

Грязь на магнитах

Моем и чистим.

clip_image025.jpg

Моем и чистим. К магниту все прилипает.

Протираем насухо и собираем.

clip_image026.jpg

Чистота. Как новое

Откладываем в сторону и начинаем заниматься фильтром тонкой очистки, и промывкой масляного радиатора.

Переходим к замене фильтра тонкой очистки и промывке масляного радиатора.
Снимаем аккумулятор. Полностью площадку снять не удастся, поэтому придется поработать слесарем-гинекологом, ибо подлезть не так просто.
Глаза видят, да руки не ухватят. Родные хомуты ухватить плоскогубцами не так просто, да еще все в масле скользкое.
Жаль не купил заранее обычные винтовые хомуты, было бы гораздо проще собирать все назад. А с этими провозился очень долго пока все надел обратно.

clip_image027.jpg

Снимаем аккумулятор

Далее откручиваем левое колесо и подкрылок. Отгибаем его.

clip_image028.jpg

Снять колесо и отогнуть подкрылок.

Заглядываем снизу и видим маслоохладитель.

clip_image029.jpg

Вид снизу

Маслоохладитель крепится четырьмя болтами. Откручиваем их и отводим корпус в сторону, из него так же вытекает немного масла.
Что мы видим? На корпусе есть уплотнительное кольцо, а внутри фильтр тонкой очистки.

clip_image030.jpg

Колечко заменить

clip_image031.jpg

Фильтр заменить

Вынимаем фильтр. Следим за тем, чтобы внутри корпуса не осталось резиновое колечко. А оно останется обязательно :)
Вынимаем его пальцами.

clip_image032.jpg

Колечко не забыть!

Ну и для сравнения вам два фильтра. Старый и новый.

clip_image033.jpg

Ну и кто сказал, что менять не надо? Еще немного и фильтр рассыпется в труху.

Аккуратно протираем внутренности маслоохладителя чистой тряпочкой, чтобы впитать остатки масла и устанавливаем новый фильтр.

Приступаем к промывке масляного радиатора.На икстрейле масляный радиатор расположен в передней части бампера.
Снимаем с корпуса маслоохладителя масляные шланги. Они тонкие. Толстые не снимать, там антифриз.
В верхнюю трубку дуем (можно ртом), из нижней вытекает масло. Дуем, пока из нижней трубки не пойдет воздух. Значит из радиатора почти все вытекло.
Далее берем шприц с капельницей, набираем в него свежего масла, вставляем трубочку в верхний шланг и медленно закачиваем масло.
Сделать это придется раз десять, пока из нижнего шланга не потечет чистое масло. Делать надо вдвоем, иначе рук не хватит.
Фотографировать там особо нечего, да и рук свободных уже не было, поэтому прилагаю общее фото, на котором покажу что и куда надо лить.
Кто будет делать, тот сразу поймет о чем я пишу.

clip_image034.jpg

Промывка радиатора. Показаны шланги на маслоохладителе и шланги на трубках радиатора

После того, как потекло чистое масло, надеваем на маслоохладитель нижний шланг(привет хомутик), а в верхний закачиваем шприцем еще масло, пока не польется обратно из шланга. После этого надеваем верхний шланг(опять привет хомутик).
Все — масляный радиатор промыт и заполнен чистым маслом.
Собираем и прикручиваем все назад:
— Маслоохладитель. Не забыть поменять резиновое колечко.
— Аккумулятор
— Фильтр грубой очистки. Не забываем надеть резиновое колечко.
— Поддон. Не забудьте поменять прокладку. Болты поддона закручивать крест-накрест. Аккуратно, чтобы не сорвать. Очень легко крутятся.
— Закрутить сливную пробку. Медную прокладку поставить новую.

Вставляем лейку в отверстие для щупа и заливаем масло.
Масло льём аккуратно. На щупе есть надпись >HOT<. Заливаем до верхней риски >HOT<
Примерно полторы канистры (литров 6-7).
Заводим двигатель и сразу перебираем передачи рычагом с "Р" до "D" и обратно, с задержками в каждом положении.
Вариатор наполнится и уровень масла упадет. Проверить, чтобы щуп был не сухой, иначе еще долить.
Прогреваем масло вариатора, регулярно замеряя уровень. По мере нагрева масла, его уровень будет подниматься.
И вот тут нам пригодится то, что мы сделали в первой части. А именно запомнили на каком уровне было старое горячее масло, но все равно надо ориентироваться по меткам на щупе.

На полностью прогретом вариаторе у меня уровень старого масла был ближе к верхнему краю "сеточки".

clip_image035.jpg

Масляный щуп вариатора. Фотография взята с форума www.clubqashqai.ru FAQ по Nissan Qashqai

>Hot< в данном случае означает, что на этой стороне плоскости щупа находится метка для "горячего уровня".
При необходимости доливаем масло маленькими порциями через лейку. Если перелили, то отсасываем шприцем через капельницу. Уровень масла в прогретой коробке должен быть в границах сеточки.

Методика проверки уровня масла

1. Масло в вариаторе должно быть прогрето до 80 градусов цельсия.
Для этого производитель рекомендует прогреть его в движении. При температуре окружающего воздуха 20 градусов С. нужная температура масла в вариаторе достигается по рекомендациям примерно через 10 минут движения в нормальном режиме.

2. После пробега останавливаем машину на ровной площадке и не глушим двигатель.

3. Надежно затягиваем ручной тормоз.

4. При нажатой педали тормоза переводим рычаг переключения режимов вариатора поочередно во все положения, задерживаясь в каждом на несколько секунд.

5.Переводим рычаг выбора режимов в положение P или N. Двигатель должен продолжать работать.

6. Вынимаем щуп контроля уровня масла, освободив защелку механизма головки щупа. Там на головке щупа есть защелка.

7. Протираем щуп от масла при помощи специальной или любой гладкой бумаги.Нельзя использовать для протирки щупа тряпки и другие материалы, могущие оставить после себя кусочки материи, нити или прочие инородные тела.

8.Вставляем щуп обратно. Щуп предварительно надо перевернуть на 180 градусов относительно его первоначального положения ! Делается это для того, чтобы он не защелкнулся опять.

9. Вынимаем щуп и контролируем уровень масла по соотв. сектору щупа.

Один и тот же уровень масла в вариаторе на незаведенном и заведенном двигателе может говорить о неисправности маслонасоса или её начале.

clip_image036.jpg

А как узнать какая температура масла в данный момент? Прогрелось оно уже или еще нет?
Тут нам пригодится диагностический адаптер ELM-327 и специальная программка, написанная одним умным человеком для Ниссан Мурано.
Это программка под андроид поможет узнать температуру масла, обнулить показания счетчика старения, узнать имеющиеся ошибки в вариаторе и сбросить их.
Об этом в следующей части.

И на последок выкладываю выдержки из мануала для автомобилей Citroen C-Crosser, Peugeot 4007, Mitsubishi Outlander XL (русский перевод Service Manual), которые имеют точно такой вариатор, как у нас.
Там черным по белому написано о том, что счетчик надо обнулять.

clip_image037

clip_image039.jpg

Обведено красным

Масло заменили, все собрали. Теперь надо обнулить счетчик.

2. Обнуление счетчика вариатора в Nissan X-Trail

Тут надо уточнить — это не датчик старения масла, его нельзя починить или заменить.
По информации из интернета:
Счетчик старения — это математический алгоритм, заложенный в блок управления трансмиссией.
По совокупности параметров нагрузки, оборотов, температуры трансмиссии — он вводит условно поправочные коэффициенты старения масла для компенсации потери его характеристик, чтобы увеличить интервал замены без существенного ухудшения характеристик трансмиссии и ее ресурса.
Зная физические характеристики нового масла в новой трансмиссии — путем экспериментальных исследований на стендах, была получена характеристика работы трансмиссии с учетом старения масла в период эксплуатации. Потом разработан алгоритм учета, который в приближенном понимании показывает нам время нахождения масла при высокой температуре. Причем чем выше температура, тем быстрее масло теряет свои свойства, а счетчик увеличивает значение.

Есть отзыв одного владельца, что чем сильней греется масло, тем быстрей увеличивается счетчик и что счетчик начинает тикать после нагрева масла 90 град.
Я сам не проверял, но на форуме мурановодов нашёл вот такую информацию:

Счетчик этот считает со следующими скоростями:
1 ед/мин — 90…99град,
2 ед/мин — 100…109град,
4 ед/мин — 110…119град,
6 ед/мин — 120…129град,
8 ед/мин — 130…139град.
Люди в интернете пишут, что при достижении 210000 единиц масло подлежит замене.
Сервисмэны в ниссане говорят, что масло залито на весь срок службы, при этом не уточняют, какой срок :)).

Вот инструкция, которая написана для автомобилей Citroen C-Crosser, Peugeot 4007, Mitsubishi Outlander XL (русский перевод Service Manual)

Обнуление счетчика вариатора в Nissan X-Trail

Взято с форума www.cp-club.ru

clip_image041.jpg

Взято с форума www.cp-club.ru

Для этих автомобилей сканер называется M.U.T.-III.

Что понадобится нам, не имеющих таких сканеров?
А нам понадобится диагностический адаптер ELM-327 версии 1.5.
Внимание, версия 2.1 не работает. Проверено не только мной.
Внимание! Китайцы на алиэкспресс массово обновили в названиях версию на 1.5, но по факту продолжают присылать версию 2.1.
Поэтому будьте внимательней при выборе. Я брал адаптер у приятеля.

Скачал программку.

Далее показаны скриншоты программы еще с одной из самых первых версий которой я пользовался. Сейчас внешний вид меню программы несколько отличается, добавлены дополнительные функции и т.п.
Стало еще проще. Ничего вводить самому не надо. Только нажимай кнопки и получай результат.

Устанавливаем программку на свой андроид-смартфон(планшет и т.п.).
Вставляем ELM-327 в диагностический разъем, который находится рядом с ручкой открывания капота. Фото не делал, итак все понятно :)

На смартфоне (планшете и т.п.) делаем поиск блютуз устройств, вводим пароль 1234.

Запускаем программку. Через 10 сек. запустится Data Monitor

clip_image042.jpg

Data Monitor. Показания счетчика 516

У меня значение оказалось, уж, очень маленьким, всего 516, что очень удивило. Затем я вспомнил, что год назад мне меняли прошивку вариатора. Помните была такая отзывная кампания по замене прошивок?
Вот тогда все значения и обнулились.

Для того, чтобы обнулить показания, выходим из монитора и жмем кнопку "Read CVTF DETERIORATION".
Внимание. Может сработать не с первого раза. Если у вас картинка отличается от моей, то нажмите еще… и еще… пока не выйдет значение счетчика и инструкция.
Далее проделываем все операции по инструкции.

clip_image043.jpg

Показания счетчика и пояснения по обнулению

Запускаем монитор и видим, что счетчик обнулился.

clip_image044.jpg

Счетчик обнулен.

На мониторе также видна температура масла в вариаторе. Контрольные замеры старого масла я делал при температуре 81 град.
Замерив уровень свежего масла при аналогичной температуре, убедился, что масло на щупе находится на том же месте.
Значит все сделал правильно.

3. Программа чтения ошибок вариатора Nissan X-Trail

3. Программа чтения ошибок вариатора Nissan X-Trail

Нужно было прочитать счетчик старения масла и посмотреть наличие ошибок. Отдав за это 450 руб начал искать программы в инете и набрел на форму клуба мурано. Один хороший человек там написал такую программу для мурано. Попробовал считать параметры на своем трейле и все получилось (телефон под android+ ELM327)! Программа позволяет читать/обнулять ошибки вариатора, показания счетчика старения масла и выводит другие параметры вариатора. Не знаю можно ли публиковать ссылки на другие сайты, но попробую. Ссылка clubmurano.ru/forum/index.php?showtopic=11627 (кому не интересно читать всю тему переходите на страницу 9 в конце есть ссылка на программу адаптированную для X-TRAIL T31). Программа бесплатная.

4. Устройство вариатора Nissan X-Trail

Пытаюсь собрать информацию о том, как устроен вариатор. Вот схема:

Устройство вариатора Nissan X-Trail

Рекомендации по эксплуатации этого "неубиваемого" вариатора (среди вариаторов) те же, что и для его собратьев:
— Меняйте фильтр-картридж ежегодно (не реже 30 ткм пробега).
Пыль от фрикционов, взвешенная в масле съедает и забивает каналы, как свиной жир забивает сосуды сердца и мозга.
— Не ускоряйтесь агрессивно, пока масло ATF не разогрелось до рабочей температуры (+65ºC).
Ремень CVT и насечки"Склеивающие" способности масла проявляются только после нагрева свыше 60-70 градусов. Нахолодную — ремень проскальзывает при ускорениях и протектор ремня (насечки) истирает хонингованные поверхности конусов как шипы зимних покрышек съедают теплый асфальт летом.
— Следите за температурой и качеством масла, меняйте его как только появились подозрения на взвесь и непрозрачность.
— Установите дополнительный радиатор охлаждения, если вы подолгу ездите в пробках, летом и с кондиционером. Перегретое масло влияет на работу вариатора также как, на человека температура тела в 38-39 градусов.
С дополнительным радиатором мастера советуют устанавливать термостат, так как зимой масло недогревается, что особенно опасно для вариаторов, ухудшает сцепление фрикционов, ремня и конусов. Недогретое (ниже 70º) масло также опасно для вариатора как гололед для ботинок на кожаной подошве.
— Не разгоняйтесь без нужды выше 150 км\ч. Этот вариатор не расчитывался под водителей Мазд и Опеля.

5. Система смазки и охлаждения вариатора Nissan X-Trail

Как многие знают, вариатор Nissan X-Trail T31 является изделием фирмы Jatco (Япония) и практически в не изменном виде устанавливается на другие машины: Mitsubishi Outlander, Peugeot и Citroen C-Crosser, Jeep Compas и другие. Этот вариатор имеет долгую и технически интересную историю (историю производства, а не история изобретения его Леонардо да Винчи), агрегат очень хорошо себя зарекомендовал по надежности. Как и любой механизм он требует качественного и своевременного обслуживания. К сожалению, на ТО у оф. дилера зачастую машины обслуживают люди без соответствующей подготовки и не в их интересах тратить на Вашу машину сколько-нибудь своего времени. Поэтому хочу изложить информацию по обслуживанию вариатора своими руками. Для этого изложу ниже с использованием материалов с форумов владельцев машин с данным вариатором (cp-club.ru, Club-Nissan.ru, x-trail-spb.ru, x-trail-club.ru, honda-club.ru, out-club.ru и многие другие), т.к. делать заново те же фото и пометки смысла нет. На авторство материала не притендую, это скорее народное творчество.

ОПИСАНИЕ ВАРИАТОРА
JATCO CVT & DaimlerChrysler
Обзор и распределение потоков мощности. (Sean Boyle, GEARS, март 2007)

Daimler-Chrysler присоединился к списку многих производителей, предлагающих CVT. В 2007 году Jeep Compass, Patriot и Dodge Caliber стали комплектоваться в качестве опции вариатором фирмы JATCO. Местный дилер Dodge не может держать вариаторные Caliber в наличии. Он продал первые 50 машин в течении месяца и с нетерпением ожидает следующую партию. CVT не является новой технологией: устройства, похожие на CVT можно найти на многих моделях Nissan с 2002 года. В этой статье мы обратим внимание на механические и гидравлические операции в вариаторе фирмы JATCO, используемом в автомобилях DaimlerChrysler. В следующей статье рассмотрим на электронные и компьютерные управляющие системы.

Все начинается с основ, и нет ничего более простого, чем проверка рабочей жидкости, не так ли? CVT использует специальную жидкость, обозначаемую CVTF+4, которая специально разработана для вариаторных трансмиссий. Согласно спецификации DC, устройству требуется именно эта специальная жидкость, что объясняется "повышенным давлением, специальными сплавами металлов и специфическими потребностями, такие как, например, предотвращение проскальзывания ремня". Для упрощения идентификации, жидкость зеленого цвета и, по заявлениям производителя, даже небольшое количество жидкости для АКПП в вариаторе, может повлечь за собой тяжелое повреждение механизма. Жидкость для CVT в бутыли объемом 4.3л имеет партнамбер 05191184AA, а канистра 21.7л — номер 5191185AA.

Проверка жидкости в вариаторе не совсем обычна. Нет привычного щупа для такой операции. Покупатели должны, как минимум, один раз в 24'000 км посетить сервисную станцию, где обученные специалисты проверят рабочую жидкость. Специальный инструмент, щуп (по каталогу Миллера имеющий номер 9336), используется для проверки её уровня, который зависит от температуры. Из-за того, что уровень жидкости меняется примерно на 12 мм при нагревании с +21*С до +87*С, он должен быть сверен с таблицей. Уровень жидкости должен быть:

_t* _____________ Макс ____________ Мин
25*С … 38mm … 25mm
59*С … 42mm … 29mm
88*С … 46mm … 34mm

Замена рабочей жидкости в течении всего срока службы автомобиля не предусмотрена, но сервисное расписание B (которое применимо для большинства авто) предписывает замену рабочей жидкости каждые 100'000км. Согласно DaimlerChrysler, план обслуживания B включает автомобили, эксплуатируемые в следующих условиях:

при температурах ниже 0*C
частые запуски и остановки двигателя
продолжительная работа на холостом ходу
пыльные условия
короткие поездки на расстояние меньше 16км
более 50% времени эксплуатации на высоких скоростях при высокой температуре окружающей среды (выше 32*С)
буксировка прицепа
такси, полиция, служба доставки или иная коммерческая эксплуатация
езда по бездорожью или пустыням
тяжелая загрузка

Механика — что видно снаружи.

Быстрый осмотр CVT обнаруживает два датчика холла (ISS и OSS), датчик диапазона трансмиссии (TRS — transmission range sensor), водно-масляный охладитель и множество датчиков давления. Компоненты, отмеченные на следующих картинках (1, 2, 3 и дальше) — это порты для измерения рабочего давления в различных частях трансмиссии

clip_image001.jpg

clip_image002.jpg

1. Давление в трубопроводе
2. Гидротрансформатор выкл
3. Первичный шкив вариатора
4. Сцепление режима D
5. Гидротрансформатор вкл
6. Датчик скорости вращения на входе (ISS)
7. Радиатор
8. Сквозной электрический разъем
9. Вторичный вариатор
10. Сцепление режима R
11. Датчик текущего коэфф. передачи (диапазона) (TRS)
12. Датчик скорости вращения на выходе (OSS)

clip_image003.jpg

Но не пытайтесь попросту подключить туда любой датчик давления. Используйте измеритель, рассчитанный, как минимум, на 70 bar. Типичное рабочее давление может легко достигнуть 55…62 bar для приложения необходимой силы к ремню CVT (рис 4).

clip_image004.jpg

Во время измерения давления можно увидеть второй пик вариаторного давления в переходном процессе от движения к остановке — во время снижения коэффициента передачи вплоть до полной остановки автомобиля. После того, как трансмиссия перестала вращаться, CVT не может изменить коэффициент передачи, потому что вариаторы должны вращаться для смены КП. Поговорим об этом позже. Типичные значения рабочих давлений приведены в таблице:

Мин/макс и Типичное на х/х
Рабочее давление в трубопроводе … 5-60 … 5-15 bar
Первичное сцепление … 1-15 … 5-10 bar
Входной шкив вариатора … 1-60 … 1-15 bar
Гидротрансформатор вкл/выкл … 0-10 … 1- 7 bar
Вторичный шкив вариатора … 1-60 … 1-15 bar
Задний тормоз … 1-15 … 5-10 bar

Механика — внутри.

Секреты CVT находятся внутри ее корпуса. Здесь находятся два вариаторных шкива, стальной ремень, помпа высокого давления, клапанные корпуса вместе с соленоидами, планетарный набор шестерен (в том числе и для задней передачи) и пару пакетов муфт (для режимов D и R). См.рис 5

Работа вариатора похожа на звездочки и цепной привод обычного велосипеда. Вместо цепи, CVT использует ремень, движущийся по поверхности шкивов двух вариаторов. Для изменения передаточного числа шкивы меняют свой диаметр.

Первичный шкив вариатора соединен при помощи муфты, которая всегда подключена в режиме D. Входной шкив толкает вторичный при помощи при помощи специального стального ремня, состоящего из множества сегментов. Управление изменением коэфф. передачи происходит модуляцией соленоидов, что приводит к изменению давления внутри каждого из двух вариаторных шкивов.

TCM (transmission control module — прим.перев) может менять расстояние между поверхностями двух вариаторных шкивов. Это позволяет ремню вращаться на первичном шкиве медленнее (имитируя пониженную передачу) или быстрее (имитируя повышенную передачу). Изменяя положение вариаторного шкива, TCM может достигнуть любого коэффициента передачи в диапазоне от 2.349:1 до 0.394:1
Только один компонент соединяет два шкива — это ремень. Как и в вариаторах фирмы Honda, ремень собран из множества стальных сегментов со специальными вырезами, плотно закрепленными между собой при помощи слоеной стальной ленты. Ремень является толкающим, а не тянущим. Это значит, что первичный шкив вариатора толкает вторичный при помощи стального ремня.

Эта концепция предполагает, что сталь не может быть сжата, т.е. ремень не может "износиться" (т.е. растянуться) с течением времени. Поскольку сегменты ремня очень плотно связанны между собой, он работает как единая стальная структура, которая передает крутящий момент от одного шкива к другому. Эта разработка очень сильно отличается от моделей фирмы ZF, которая использует цепи и зубцы, когда один шкив тянет за собой другой.

Во всех конструкциях вариаторов давление является ключевым компонентом. Проскальзывание ремня между поверхностями шкивов может быстро вывести его из строя. Вот почему вариаторные трансмиссии используют сумасшедшие давления и специальные жидкости.

Поток мощности

Как можно говорить о передачах, если их нет? Есть, конечно, набор планетарных шестерен, но они используются лишь для переключения между режимами D и R. В режиме заднего хода, сцепление режима D отпускает и включается заднее. Крутящий момент по часовой стрелке поступает через входной вал на кольцевую передачу. Поскольку работает планетарная шестерня, вращение будет направлено в обратную сторону, т.е. против часовой стрелки. Планетарная передача соединена с первичным шкивом вариатора, раз так — вот так просто у нас появилась задняя скорость.

Коэффициент передачи в режиме заднего хода заблокирован во избежание глупых случайностей. Двигатель ведь может оставаться на постоянных оборотах, в то время, как автомобиль будет ускоряться задним ходом. Водитель может этого и не понимать, но автомобиль может (если ему позволено) ускоряться задним ходом быстрее, чем передним. Вот почему при движении задним ходом коэффициент передачи вариаторной трансмиссии заблокирован (рис.6).

Если селектор трансмиссии находится в положении D, поток мощности из гидротрансформатора через входной вал прикладывается к переднему входу, через планетарную передачу. Она соединена с первичным валом вариатора, но находится в выключенном состоянии, ничто ее не удерживает.

TCM полностью управляет коэффициентом передачи (КП) вариаторной трансмиссии. При разгоне, когда требуется большая мощность и отдача двигателя, КП снижается, что увеличивает обороты двигателя — для большей отдачи крутящего момента и лошадиных сил. После того, как водитель отпускает педаль газа и переходит в режим неспешного движения, TCM увеличивает "виртуальную передачу", что снижает обороты двигателя, что увеличивает эффективность и топливную экономию.

Если после некоторого времени равномерно движения водитель нажмет на газ, TCM снова увеличит обороты двигателя и будет удерживать их на этом уровне. А автомобиль тем временем продолжит ускорение.
Какое интересное ощущение — управлять автомобилем с вариатором в первый раз. Речь идет не только о переключении передач, просто иногда теряется понимание, насколько быстро Вы едете, несмотря на то, что двигатель не подключен к колесам через какое-то определенное количество шестерней. Я ожидал услышать шум двигателя, который я мог бы "перевести" в скорость автомобиля. С вариатором двигатель может рычать на одних и тех же оборотах — как на крейсерской скорости, так и в городском потоке. Следует лишь немного привыкнуть.

После того, как крутящий момент пройдет через шкивы вариатора, он умножается через блок шестерней холостого хода. Этот блок умножает коэффициент передачи на 1.72; выходные шестерни еще раз умножают коэфф. передачи на 3.55. Суммарный коэффициент передачи меняется от 14.34 до 2.44. Это вполне сравнимо с любыми современными видами трансмиссий (рис 7 и 8).

clip_image005.jpg

clip_image006.jpg

clip_image007.jpg

clip_image008.jpg

Ну что, достаточно на этот раз; в следующей статье журнала GEARS мы рассмотрим управляющие системы вариаторов JATCO, включая клапана, электронные блоки и компьютерные коды диагностики этой трансмиссии.

Устройство соленойда

clip_image009.jpg

ЗАПЧАСТИ и возможные затраты на ремонт

clip_image010.jpg

Вариант фильтра очистки масла от митсу: 2824A006. Цена в экзисте 500-800 руб.
Уплотнительное кольцо корпуса маслоохладителя, парт-намбер: 2920A096,
Прокладка поддона маслосборника, парт-намбер: 2705A015 (возможно еще 31397-1XF0C),
масло NS-2, (по 4 литра), парт-намбер: KLE520000403

Ремень вариатора (примерная цена 20 000р)

clip_image011.jpg

ремень вариатора

Ремкомплект
Цена 5 500 руб.
Вот фото того, что входит в ремкомплект:

clip_image012.jpg

а именно:
-прокладка поддона
-сальники приводов и ГТ
-тефлоновые прокладки конусов
-резиновый уплотнители муфт, насоса, и т.п.
-резиновые уплотнители гидропанели
-металл. прокладка маслонасоса
в общем все сальники и уплотнительные элементы, которые есть в коробке

Примерные варианты и расценки на ремонт

Как правило если вариатор завис на одной скорости, это выход из строя датчиков импульсов с валов вариатора или шаговый мотор (обычно обмотки).

Замена датчика импульсов с работой — 4000 р
Датчик стоит около 3000 р, замена самому 10 мин (открутить болтик и снять раз]ем, все снаружи, ничего не разбирая).
Неисправность может быть плавающей, ремень паркуется в среднее положение. Симптомы: машина тяжело трогается с места и не разгоняется выше 60 км. Ехать можно.

Замена шагового двигателя с работой (снимается поддон вариатора) — 7000 р. (если жидкость и ф. не менять). Сам мотор стоит 2500-3500 р, лучше купить с усиленной обмоткой, заменить самому 0,5-1 час работы (но если нет совсем опыта, то можно и 3-4 часа).
Диагностика обычно показывает обрыв обмотки (там 2 обмотки, можно самому прозвонить, должно быть около 18-30 Ом). Возможно и межвитковое замыкание (проверить). При неисправности шагового мотора машина едет на одной фикс. передаче.

Фирма Sonnax предлагает решения по улучшению вариаторов Jatco /Nissan CVT: JF010E и JF011E:
Неисправность трансмиссии и решение от Sonnax
1. Вибрация/шум при ускорении, ошибка изменения передаточного числа
— Комплект клапана регулировки давления (Номер детали 113741-01K)
2. Проскальзывание цепи и поломка шкивов, рост оборотов двигателя/вибрация при ускорении
— Комплекты клапана регулировки вторичного шкива увеличенного размера ( Номер детали 113741-17K (JF010E), Номер детали 113741-19K (JF011E), Требует F-113741-TL17 & VB-FIX)
3. Рывки на нейтральной передачи/жесткие включения, высокие обороты двигателя из-за отсутствия блокировки
— Комплект: регулировочная втулка блокировки и плунжерный клапан (Номер детали 113741-11K)
4. Вибрация при ускорении, высокое/низкое линейное давление
— Комплект первичного клапана регулировки давления увеличенного размера (Номер детали 113741-09K, Требует F-113741-TL9 и VB-FIX)
5. Вибрация при ускорении, высокое/низкое линейное давление
— Комплекты вторичного клапана регулировки давления увеличенного размера (Номер детали 113741-13K (JF011E), Номер детали 113741-15K (JF010E), Требует F-113741-TL13 и VB-FIX)
6. Пробуксовка двигателя при включении передач, потеря блокировки
— Комплект: клапан ограничения муфты ГДТ увеличенного размера и смазочный клапан (Номер детали 113741-04K, Требует F-113741-TL4 и VB-FIX)
7. Проскальзывание, замедленное включение прямой передачи и заднего хода
— Клапан регулировки расхода насоса (Номер детали 113741-07 (JF010E только насос), Требует F-113741-TL7C и VB-FIX)

ЗАМЕНА ФИЛЬТРА ТОНКОЙ ОЧИСТКИ

1. Сливаем масло

2. Что бы заменить фильтр, необходимо снять аккумулятор и воздухопровод. Откручиваем площадку аккумулятора получаем доступ к теплообменнику. Находим маслоохладитель (теплообменник)

clip_image013.jpg

3. откручиваем теплообменник и смело меняем фильтр

clip_image014.jpg

clip_image015.jpg

4. собираем все обратно, масло заливаем через щуп.

https://www.drive2.ru/l/435975/

https://www.drive2.ru/l/8603585/

https://www.drive2.ru/l/7839137/, https://www.drive2.ru/l/7841866/, https://www.drive2.ru/l/7842327/, https://www.drive2.ru/l/7843003/, https://www.drive2.ru/l/7629633/

1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Рейтинг 5.00 [1 Голос]

Метки: вариатор

Оставьте свой комментарий

Оставить комментарий от имени гостя

0
Your comments are subjected to administrator's moderation.
правилами и условиями.