тюнинг и ремонт авто

Вариатор Nissan X-Trail

Содержание статьи:

0:37

1. Замена масла в вариаторе Nissan X-Trail

0:106

2. Обнуление счетчика вариатора в Nissan X-Trail

0:187

3. Программа чтения ошибок вариатора Nissan X-Trail

0:274

4. Устройство вариатора Nissan X-Trail

0:342

5. Система смазки и охлаждения вариатора Nissan X-Trail

0:441

1. Замена масла в вариаторе Nissan X-Trail

Пришла пора озадачиться сменой масла в вариаторе. На самом деле, работа не такая, уж, сложная. Главное не спешить.

0:719

Купив машину с пробегом в 54 тыс.км. я уже тогда озадачился заменой масла в вариаторе. Но ОД меня просто уверил, что для такого пробега это фигня. Менять будем минимум на 100 тыс. пробега.
— Хм… как так? Оно там вечное?
— Да, вечное, рассчитанное на весь срок службы вариатора.
Прям, как в анекдоте — копать от забора и до обеда. Так и тут про срок службы — от продажи и до победы.
— А сколько(по времени)этот срок службы длится? Ведь машины по разному эксплуатируются и т.п.
— эээм… ну… да ладно, там все рассчитано. Японцы ведь не дураки.

0:1692

Действительно, японцы не дураки и производитель такого узла, как вариатор, обязательно должен был предоставить регламент обслуживания.
Покопавшись в интернете, я узнал, что такие вариаторы (Jatco JF011E (CVT)/RE0F10A) устанавливаются не только на X-Trail, но и на многие другие модели.
Например: Dodge Caliber, Jeep Compass, Jeep Liberty, Jeep Patriot, Mitsubishi Lancer X, Mitsubishi Outlander XL, Mitsubishi ASX, Nissan Qashqai/Qashqai+2, Nissan Teana, Peugeot 4007, Citroen C-Crosser.

0:2400



Скажу сразу, что я не специалист и все дальнейшее описание построено на информации, которую я собрал из различных источников в интернете, а работу проводил своими руками.

0:316

Нашел даже выдержки из руководства пользователя, о том, как надо мерить уровень масла и сбрасывать счетчик старения.
Но только ОД ниссана об этом не знает и говорит мне, что масло рассчитано на весь срок службы.
Ну, да ладно. Оставим этот вопрос на его совести.

0:793

Итак, заказываем в экзисте:
KLE52-00004 Масло трансмиссионное синтетическое "CVT NS-2", 4л, (надо минимум две канистры) С 2013 года код KLE52-00004-EU
2705A015 MITSUBISHI Прокладка поддона картера АКПП
2824A006 MITSUBISHI Фильтр масляный маслоохладителя коробки передач
Если хотите, то можно этот Nissan 31726-1XF00. Смотрите, что дешевле.
2920A096 MITSUBISHI Кольцо уплотнительное фильтра коробки передач
2705A013 MITSUBISHI Прокладка сливной пробки масляного поддона вариатора. Можно взять вот эту 1102601M02 NISSAN, она намного дешевле. Знал бы, что они одинаковые, так бы и сделал.

0:1754

Почему указаны партномера от митсубиси? Да потому, что они оказались дешевле. Причем, существенно дешевле.
Например прокладка поддона митсубиси стоит 790 руб. Для ниссана 1500 руб. Для Рено 4500 руб. Для Доджа 2700 руб.
Ну и по остальным пунктам тоже. Единственное, на чем выигрывает ниссан, так это на прокладке для сливной пробки.
Митсубиси — 120 руб. Ниссан- 36 руб. Фото для сравнения покажу ниже.

0:2465



Дополнительно были приобретены: Шприц медицинский 20мл (3 шт), капельница.
Отрезаем от капельницы все лишнее, остается прозрачная гибкая трубочка, надеваем ее на шприц и используем для заливки масла в трудных местах. Или, если перелить масло, то для откачки масла через отверстие для щупа.

0:527

Замена масла в вариаторе Nissan X-Trail и обнуление счетчика вариатора

1:1032

Шприц и капельница.

1:1071

Для успокоения своей совести на предмет того — а надо ли менять масло или еще можно поездить, предлагаю сделать вот так.
Вставляем шланг капельницы в отверстие для щупа, проталкивая поглубже, и набираем масло в шприц .
Результат для сравнения на фото:

1:1534

2:2039



Кто сказал, что не надо менять?

2:58

Ну как? Впечатлило различие?
На фото светлое масло — это то, что в коробке сейчас. Проверил шприцем после двух дней пробега.
Темное масло еще не показатель к замене. Надо посмотреть масло на просвет. У меня оно было с красным отливом, как будто прожаренное. А это, как пишут люди на форумах, уже плохо. Краснота масла NS-2 — это признак плохого состояния масла.
Как обстоит дело в других коробках, где изначально мало красное — я не знаю. Наверное, там смотрят по другим признакам.

2:929

Какое еще масло можно лить?

2:984

1. Оригинальное вариаторное масло для Пежо-Ситроен PSA 9735.EF оно же Mitsubishi DIA QUEEN CVTF-J1, минеральное.PSA
2. Mitsubishi DIA QUEEN CVTF-J4, минеральное.

2:1225

По информации www.cp-club.ru/ масла DIA QUEEN CVTF-J1 и DIA QUEEN CVTF-J4взаимозаменяемые.
Масло Peugeot/Citroen продается только фасовкой 2 литра.

2:1448

Масло Mitsubishi DIA QUEEN CVTF-J1:
код S0001401 — бочка 20 л
код S0001610 — канистра 4 л
код MZ313973 — канистра 1 л

2:1624

Масло Mitsubishi DIA QUEEN CVTF-J4:
код MZ320185, емкость 1 л
код MZ320261, емкость 1 л Genuine CVT Fluid Eco J4
код MZ320262, емкость 4 л Genuine CVT Fluid Eco J4

2:1840

Масло Nissan NS-3, вариаторного типа, CVT NS-3, минеральное (для машин 2013- по н.в. г.в.)
Nissan NS-3 вышло на замену NS-2 и по характеристикам соответствует DIA QUEEN CVTF-J4. Масло одинаковое и взаимозаменяемое. (По информации www.cp-club.ru/ )
код KLE53-00004, емкость 4 л
код 999MP-NS300P, емкость 1 л
код KLE53-00002, емкость 20 л

2:2365



Масло ELF ELFMATIC CVT

2:32

Масло MOPAR CVTF + 4
фасовка 0, 946 л (кварта), артикул 05191184AA,
фасовка 3, 785 л (галлон), артикул 05191185AA,
фасовка 1 л, артикул 68004937EA,
фасовка 4 л, артикул 68004942EA

2:306

Масло Pentosin CVT 1

2:337

Масло RAVENOL ATF NS2/J1 Fluid
Заливать не рекомендуется! Были случаи выхода из старой КПП! (По информации www.cp-club.ru/)
Можно считать, что опыт положительный для Равенола есть.

2:641

Вариаторные масла PSA 9735.EF, Mitsubishi DIA QUEEN CVTF-J1, Nissan NS-2, ELF ELFMATIC CVT, MOPAR CVTF + 4 производятся на заводе ELF, разливаются в разные канистры. (По информации www.cp-club.ru/ )

2:929

Полазив по форумам, узнал, что владельцы митсубиси тоже льют ниссановское, т.к. оно, как правило, оказывается дешевле.

2:1146

Я тоже заказал ниссановское. На тот момент его цена была самая низкая 3922 руб.

2:1289

3:1794

Масло Nissan CVT Fluid NS-2

3:1830

Немного пояснений про масло. Дело в том, что раньше масло NS-2 было в синих канистрах. Но потом производитель по каким-то причинам поменял внешний вид и изменил цвет канистр на серый.

3:2162



4:504

Канистры старого и нового образца. Фотография с форума www.cp-club.ru

4:623

На синих канистрах (старого образца) в партномере появилась приставка EU, что означает — для рынка Европы и РФ и инструкция на европейских языках, а на серых все по прежнему без приставки EU и вся канистра в иероглифах.

4:1021

5:1526

Канистра старого образца. Партномер с приставкой EU. Фотография с форума www.cp-club.ru

5:1676

6:2181



Канистра нового образца без приставки EU. Фотография с форума www.cp-club.ru

6:129

Затем через какое-то время синие канистры полностью отошли в прошлое и теперь для рынка Европы и РФ масло идет в серых канистрах. Хотя до сих пор встречаю в магазинах синие канистры.
Старые запасы?

6:492

7:997

Канистра нового образца. Серая. Партномер с приставкой EU

7:1104

Какую именно канистру покупать, решайте сами. Я выбрал ту, что дешевле.

7:1236

8:1741

Расходники

8:1765

9:2270



Прокладка поддона.

9:37

10:542

Прокладка под сливную пробку. Найдите отличия. Митсубиси 120 руб., Ниссан 36 руб.

10:687

11:1192

Уплотнительное резиновое кольцо в маслоохладитель

11:1290

12:1795

Фильтр тонкой очистки. Находится внутри маслоохладителя.

12:1904

Масло успел заказать по старым ценам, а это основная часть затрат, поэтому и цена довольна демократичная.

12:2100



Загоняем машину на яму или эстакаду. Главное, чтобы место было такое, где можно безбоязненно заляпать маслом.
Я делал в гараже, у меня там чисто, поэтому, полы в яме посыпал песком и застелил пенопластовыми крышками от больших ящиков из-под фруктов. Взял заранее на рынке у китайцев. В итоге на полы ничего не протекло, а что протекло, то впиталось в песок. Затем все собрал и выкинул.

12:697

13:1202

Вид снизу

13:1223

Внимание! Перед тем, как слить масло, посмотрите его уровень на щупе. Запомните где был уровень в горячем состоянии. Это пригодится потом в самом конце, когда будете заливать свежее масло.

13:1570

Подставляем емкость и откручиваем сливную пробку.

13:1666

14:2171



Откручиваем пробку

14:38

Прогретое горячее масло весело сбегает в емкость.

14:133

15:638

Головкой на 10 откручиваем и снимаем поддон. Любуемся внутренностями.

15:768

16:1273

Вот он наш вариатор.

16:1313

Нас интересует вот этот фильтр грубой очистки. Внутри него сеточка, ее надо почистить.

16:1474

17:1979

Откручиваем фильтр. Три болта.

17:2038



18:504

Откручиваем фильтр

18:543

Обращаем внимание, чтобы не потерять резиновое колечко.

18:649

19:1154

Резиновое колечко обязательно.

19:1215

Если вдруг колечка не оказалось, значит оно осталось внутри. Проверить и вытащить пальцем.

19:1384

20:1889

Проверить наличие колечка.

20:1942

Далее заливаем в фильтр бензин или солярку, трясем его и выливаем все, что там внутри него было.
У меня в нем не оказалось механической стружки, что несомненно радует, но бензин стал черным.
После промытия и протирки фильтр становиться вот таким.

20:2394



21:504

Как новый

21:525

Откладываем его в сторону для просушки и занимаемся поддоном.
А в поддоне у нас вот такая кака.

21:702

22:1207

Явной крупной стружки на магнитах нет, что опять меня порадовало, но грязи хватает.
Кисель какой-то.

22:1393

23:1898

Грязь на магнитах

23:1934

Растер между пальцами, наощупь, как мелкий песок. Магнитится, значит это мелкая стружка, что является естественным результатом эксплуатации.

23:2196



24:504

Грязь на магнитах

24:540

Моем и чистим.

24:569

25:1074

Моем и чистим. К магниту все прилипает.

25:1148

Протираем насухо и собираем.

25:1204

26:1709

Чистота. Как новое

26:1746

Откладываем в сторону и начинаем заниматься фильтром тонкой очистки, и промывкой масляного радиатора.

26:1938

Переходим к замене фильтра тонкой очистки и промывке масляного радиатора.
Снимаем аккумулятор. Полностью площадку снять не удастся, поэтому придется поработать слесарем-гинекологом, ибо подлезть не так просто.
Глаза видят, да руки не ухватят. Родные хомуты ухватить плоскогубцами не так просто, да еще все в масле скользкое.
Жаль не купил заранее обычные винтовые хомуты, было бы гораздо проще собирать все назад. А с этими провозился очень долго пока все надел обратно.

26:2804



27:504

Снимаем аккумулятор

27:545

Далее откручиваем левое колесо и подкрылок. Отгибаем его.

27:654

28:1159

Снять колесо и отогнуть подкрылок.

28:1226

Заглядываем снизу и видим маслоохладитель.

28:1309

29:1814

Вид снизу

29:1835

Маслоохладитель крепится четырьмя болтами. Откручиваем их и отводим корпус в сторону, из него так же вытекает немного масла.
Что мы видим? На корпусе есть уплотнительное кольцо, а внутри фильтр тонкой очистки.

29:2222



30:504

Колечко заменить

30:539

31:1044

Фильтр заменить

31:1077

Вынимаем фильтр. Следим за тем, чтобы внутри корпуса не осталось резиновое колечко. А оно останется обязательно :)
Вынимаем его пальцами.

31:1331

32:1836

Колечко не забыть!

32:1873

Ну и для сравнения вам два фильтра. Старый и новый.

32:1968

33:2473



Ну и кто сказал, что менять не надо? Еще немного и фильтр рассыпется в труху.

33:140

Аккуратно протираем внутренности маслоохладителя чистой тряпочкой, чтобы впитать остатки масла и устанавливаем новый фильтр.

33:377

Приступаем к промывке масляного радиатора.На икстрейле масляный радиатор расположен в передней части бампера.
Снимаем с корпуса маслоохладителя масляные шланги. Они тонкие. Толстые не снимать, там антифриз.
В верхнюю трубку дуем (можно ртом), из нижней вытекает масло. Дуем, пока из нижней трубки не пойдет воздух. Значит из радиатора почти все вытекло.
Далее берем шприц с капельницей, набираем в него свежего масла, вставляем трубочку в верхний шланг и медленно закачиваем масло.
Сделать это придется раз десять, пока из нижнего шланга не потечет чистое масло. Делать надо вдвоем, иначе рук не хватит.
Фотографировать там особо нечего, да и рук свободных уже не было, поэтому прилагаю общее фото, на котором покажу что и куда надо лить.
Кто будет делать, тот сразу поймет о чем я пишу.

33:1813

34:2318



Промывка радиатора. Показаны шланги на маслоохладителе и шланги на трубках радиатора

34:160

После того, как потекло чистое масло, надеваем на маслоохладитель нижний шланг(привет хомутик), а в верхний закачиваем шприцем еще масло, пока не польется обратно из шланга. После этого надеваем верхний шланг(опять привет хомутик).
Все — масляный радиатор промыт и заполнен чистым маслом.
Собираем и прикручиваем все назад:
— Маслоохладитель. Не забыть поменять резиновое колечко.
— Аккумулятор
— Фильтр грубой очистки. Не забываем надеть резиновое колечко.
— Поддон. Не забудьте поменять прокладку. Болты поддона закручивать крест-накрест. Аккуратно, чтобы не сорвать. Очень легко крутятся.
— Закрутить сливную пробку. Медную прокладку поставить новую.

34:1370

Вставляем лейку в отверстие для щупа и заливаем масло.
Масло льём аккуратно. На щупе есть надпись >HOT<. Заливаем до верхней риски >HOT<
Примерно полторы канистры (литров 6-7).
Заводим двигатель и сразу перебираем передачи рычагом с "Р" до "D" и обратно, с задержками в каждом положении.
Вариатор наполнится и уровень масла упадет. Проверить, чтобы щуп был не сухой, иначе еще долить.
Прогреваем масло вариатора, регулярно замеряя уровень. По мере нагрева масла, его уровень будет подниматься.
И вот тут нам пригодится то, что мы сделали в первой части. А именно запомнили на каком уровне было старое горячее масло, но все равно надо ориентироваться по меткам на щупе.

34:2588



На полностью прогретом вариаторе у меня уровень старого масла был ближе к верхнему краю "сеточки".

34:182

35:687

Масляный щуп вариатора. Фотография взята с форума www.clubqashqai.ru FAQ по Nissan Qashqai

35:825

>Hot< в данном случае означает, что на этой стороне плоскости щупа находится метка для "горячего уровня".
При необходимости доливаем масло маленькими порциями через лейку. Если перелили, то отсасываем шприцем через капельницу. Уровень масла в прогретой коробке должен быть в границах сеточки.

35:1369

Методика проверки уровня масла

35:1432

1. Масло в вариаторе должно быть прогрето до 80 градусов цельсия.
Для этого производитель рекомендует прогреть его в движении. При температуре окружающего воздуха 20 градусов С. нужная температура масла в вариаторе достигается по рекомендациям примерно через 10 минут движения в нормальном режиме.

35:1978

2. После пробега останавливаем машину на ровной площадке и не глушим двигатель.

35:2126



3. Надежно затягиваем ручной тормоз.

35:68

4. При нажатой педали тормоза переводим рычаг переключения режимов вариатора поочередно во все положения, задерживаясь в каждом на несколько секунд.

35:345

5.Переводим рычаг выбора режимов в положение P или N. Двигатель должен продолжать работать.

35:515

6. Вынимаем щуп контроля уровня масла, освободив защелку механизма головки щупа. Там на головке щупа есть защелка.

35:726

7. Протираем щуп от масла при помощи специальной или любой гладкой бумаги.Нельзя использовать для протирки щупа тряпки и другие материалы, могущие оставить после себя кусочки материи, нити или прочие инородные тела.

35:1124

8.Вставляем щуп обратно. Щуп предварительно надо перевернуть на 180 градусов относительно его первоначального положения ! Делается это для того, чтобы он не защелкнулся опять.

35:1446

9. Вынимаем щуп и контролируем уровень масла по соотв. сектору щупа.

35:1572

Один и тот же уровень масла в вариаторе на незаведенном и заведенном двигателе может говорить о неисправности маслонасоса или её начале.

35:1827

36:2332



А как узнать какая температура масла в данный момент? Прогрелось оно уже или еще нет?
Тут нам пригодится диагностический адаптер ELM-327 и специальная программка, написанная одним умным человеком для Ниссан Мурано.
Это программка под андроид поможет узнать температуру масла, обнулить показания счетчика старения, узнать имеющиеся ошибки в вариаторе и сбросить их.
Об этом в следующей части.

36:718

И на последок выкладываю выдержки из мануала для автомобилей Citroen C-Crosser, Peugeot 4007, Mitsubishi Outlander XL (русский перевод Service Manual), которые имеют точно такой вариатор, как у нас.
Там черным по белому написано о том, что счетчик надо обнулять.

36:1139

clip_image037

37:1646

38:2151



Обведено красным

38:34

Масло заменили, все собрали. Теперь надо обнулить счетчик.

38:144

2. Обнуление счетчика вариатора в Nissan X-Trail

Тут надо уточнить — это не датчик старения масла, его нельзя починить или заменить.
По информации из интернета:
Счетчик старения — это математический алгоритм, заложенный в блок управления трансмиссией.
По совокупности параметров нагрузки, оборотов, температуры трансмиссии — он вводит условно поправочные коэффициенты старения масла для компенсации потери его характеристик, чтобы увеличить интервал замены без существенного ухудшения характеристик трансмиссии и ее ресурса.
Зная физические характеристики нового масла в новой трансмиссии — путем экспериментальных исследований на стендах, была получена характеристика работы трансмиссии с учетом старения масла в период эксплуатации. Потом разработан алгоритм учета, который в приближенном понимании показывает нам время нахождения масла при высокой температуре. Причем чем выше температура, тем быстрее масло теряет свои свойства, а счетчик увеличивает значение.

38:1937

Есть отзыв одного владельца, что чем сильней греется масло, тем быстрей увеличивается счетчик и что счетчик начинает тикать после нагрева масла 90 град.
Я сам не проверял, но на форуме мурановодов нашёл вот такую информацию:

38:2349



Счетчик этот считает со следующими скоростями:
1 ед/мин — 90…99град,
2 ед/мин — 100…109град,
4 ед/мин — 110…119град,
6 ед/мин — 120…129град,
8 ед/мин — 130…139град.
Люди в интернете пишут, что при достижении 210000 единиц масло подлежит замене.
Сервисмэны в ниссане говорят, что масло залито на весь срок службы, при этом не уточняют, какой срок :)).

38:606

Вот инструкция, которая написана для автомобилей Citroen C-Crosser, Peugeot 4007, Mitsubishi Outlander XL (русский перевод Service Manual)

38:804

Обнуление счетчика вариатора в Nissan X-Trail

39:1309

Взято с форума www.cp-club.ru

39:1354

40:1859

Взято с форума www.cp-club.ru

40:1904

Для этих автомобилей сканер называется M.U.T.-III.

40:1992

Что понадобится нам, не имеющих таких сканеров?
А нам понадобится диагностический адаптер ELM-327 версии 1.5.
Внимание, версия 2.1 не работает. Проверено не только мной.
Внимание! Китайцы на алиэкспресс массово обновили в названиях версию на 1.5, но по факту продолжают присылать версию 2.1.
Поэтому будьте внимательней при выборе. Я брал адаптер у приятеля.

40:2637



Скачал программку.

40:37

Далее показаны скриншоты программы еще с одной из самых первых версий которой я пользовался. Сейчас внешний вид меню программы несколько отличается, добавлены дополнительные функции и т.п.
Стало еще проще. Ничего вводить самому не надо. Только нажимай кнопки и получай результат.

40:554

Устанавливаем программку на свой андроид-смартфон(планшет и т.п.).
Вставляем ELM-327 в диагностический разъем, который находится рядом с ручкой открывания капота. Фото не делал, итак все понятно :)

40:910

На смартфоне (планшете и т.п.) делаем поиск блютуз устройств, вводим пароль 1234.

40:1055

Запускаем программку. Через 10 сек. запустится Data Monitor

40:1155

41:1660

Data Monitor. Показания счетчика 516

41:1717

У меня значение оказалось, уж, очень маленьким, всего 516, что очень удивило. Затем я вспомнил, что год назад мне меняли прошивку вариатора. Помните была такая отзывная кампания по замене прошивок?
Вот тогда все значения и обнулились.

41:2143



Для того, чтобы обнулить показания, выходим из монитора и жмем кнопку "Read CVTF DETERIORATION".
Внимание. Может сработать не с первого раза. Если у вас картинка отличается от моей, то нажмите еще… и еще… пока не выйдет значение счетчика и инструкция.
Далее проделываем все операции по инструкции.

41:527

42:1032

Показания счетчика и пояснения по обнулению

42:1117

Запускаем монитор и видим, что счетчик обнулился.

42:1211

43:1716

Счетчик обнулен.

43:1750

На мониторе также видна температура масла в вариаторе. Контрольные замеры старого масла я делал при температуре 81 град.
Замерив уровень свежего масла при аналогичной температуре, убедился, что масло на щупе находится на том же месте.
Значит все сделал правильно.

43:2236



3. Программа чтения ошибок вариатора Nissan X-Trail

3. Программа чтения ошибок вариатора Nissan X-Trail

44:591

Нужно было прочитать счетчик старения масла и посмотреть наличие ошибок. Отдав за это 450 руб начал искать программы в инете и набрел на форму клуба мурано. Один хороший человек там написал такую программу для мурано. Попробовал считать параметры на своем трейле и все получилось (телефон под android+ ELM327)! Программа позволяет читать/обнулять ошибки вариатора, показания счетчика старения масла и выводит другие параметры вариатора. Не знаю можно ли публиковать ссылки на другие сайты, но попробую. Ссылка clubmurano.ru/forum/index.php?showtopic=11627 (кому не интересно читать всю тему переходите на страницу 9 в конце есть ссылка на программу адаптированную для X-TRAIL T31). Программа бесплатная.

44:1819

4. Устройство вариатора Nissan X-Trail

Пытаюсь собрать информацию о том, как устроен вариатор. Вот схема:

44:2006



Устройство вариатора Nissan X-Trail

45:504

Рекомендации по эксплуатации этого "неубиваемого" вариатора (среди вариаторов) те же, что и для его собратьев:
— Меняйте фильтр-картридж ежегодно (не реже 30 ткм пробега).
Пыль от фрикционов, взвешенная в масле съедает и забивает каналы, как свиной жир забивает сосуды сердца и мозга.
— Не ускоряйтесь агрессивно, пока масло ATF не разогрелось до рабочей температуры (+65ºC).
Ремень CVT и насечки"Склеивающие" способности масла проявляются только после нагрева свыше 60-70 градусов. Нахолодную — ремень проскальзывает при ускорениях и протектор ремня (насечки) истирает хонингованные поверхности конусов как шипы зимних покрышек съедают теплый асфальт летом.
— Следите за температурой и качеством масла, меняйте его как только появились подозрения на взвесь и непрозрачность.
— Установите дополнительный радиатор охлаждения, если вы подолгу ездите в пробках, летом и с кондиционером. Перегретое масло влияет на работу вариатора также как, на человека температура тела в 38-39 градусов.
С дополнительным радиатором мастера советуют устанавливать термостат, так как зимой масло недогревается, что особенно опасно для вариаторов, ухудшает сцепление фрикционов, ремня и конусов. Недогретое (ниже 70º) масло также опасно для вариатора как гололед для ботинок на кожаной подошве.
— Не разгоняйтесь без нужды выше 150 км\ч. Этот вариатор не расчитывался под водителей Мазд и Опеля.

45:3011



5. Система смазки и охлаждения вариатора Nissan X-Trail

Как многие знают, вариатор Nissan X-Trail T31 является изделием фирмы Jatco (Япония) и практически в не изменном виде устанавливается на другие машины: Mitsubishi Outlander, Peugeot и Citroen C-Crosser, Jeep Compas и другие. Этот вариатор имеет долгую и технически интересную историю (историю производства, а не история изобретения его Леонардо да Винчи), агрегат очень хорошо себя зарекомендовал по надежности. Как и любой механизм он требует качественного и своевременного обслуживания. К сожалению, на ТО у оф. дилера зачастую машины обслуживают люди без соответствующей подготовки и не в их интересах тратить на Вашу машину сколько-нибудь своего времени. Поэтому хочу изложить информацию по обслуживанию вариатора своими руками. Для этого изложу ниже с использованием материалов с форумов владельцев машин с данным вариатором (cp-club.ru, Club-Nissan.ru, x-trail-spb.ru, x-trail-club.ru, honda-club.ru, out-club.ru и многие другие), т.к. делать заново те же фото и пометки смысла нет. На авторство материала не притендую, это скорее народное творчество.

45:1887

ОПИСАНИЕ ВАРИАТОРА
JATCO CVT & DaimlerChrysler
Обзор и распределение потоков мощности. (Sean Boyle, GEARS, март 2007)

45:2071



Daimler-Chrysler присоединился к списку многих производителей, предлагающих CVT. В 2007 году Jeep Compass, Patriot и Dodge Caliber стали комплектоваться в качестве опции вариатором фирмы JATCO. Местный дилер Dodge не может держать вариаторные Caliber в наличии. Он продал первые 50 машин в течении месяца и с нетерпением ожидает следующую партию. CVT не является новой технологией: устройства, похожие на CVT можно найти на многих моделях Nissan с 2002 года. В этой статье мы обратим внимание на механические и гидравлические операции в вариаторе фирмы JATCO, используемом в автомобилях DaimlerChrysler. В следующей статье рассмотрим на электронные и компьютерные управляющие системы.

45:1156

Все начинается с основ, и нет ничего более простого, чем проверка рабочей жидкости, не так ли? CVT использует специальную жидкость, обозначаемую CVTF+4, которая специально разработана для вариаторных трансмиссий. Согласно спецификации DC, устройству требуется именно эта специальная жидкость, что объясняется "повышенным давлением, специальными сплавами металлов и специфическими потребностями, такие как, например, предотвращение проскальзывания ремня". Для упрощения идентификации, жидкость зеленого цвета и, по заявлениям производителя, даже небольшое количество жидкости для АКПП в вариаторе, может повлечь за собой тяжелое повреждение механизма. Жидкость для CVT в бутыли объемом 4.3л имеет партнамбер 05191184AA, а канистра 21.7л — номер 5191185AA.

45:2513



Проверка жидкости в вариаторе не совсем обычна. Нет привычного щупа для такой операции. Покупатели должны, как минимум, один раз в 24'000 км посетить сервисную станцию, где обученные специалисты проверят рабочую жидкость. Специальный инструмент, щуп (по каталогу Миллера имеющий номер 9336), используется для проверки её уровня, который зависит от температуры. Из-за того, что уровень жидкости меняется примерно на 12 мм при нагревании с +21*С до +87*С, он должен быть сверен с таблицей. Уровень жидкости должен быть:

45:926

_t* _____________ Макс ____________ Мин
25*С … 38mm … 25mm
59*С … 42mm … 29mm
88*С … 46mm … 34mm

45:1051

Замена рабочей жидкости в течении всего срока службы автомобиля не предусмотрена, но сервисное расписание B (которое применимо для большинства авто) предписывает замену рабочей жидкости каждые 100'000км. Согласно DaimlerChrysler, план обслуживания B включает автомобили, эксплуатируемые в следующих условиях:

45:1604

при температурах ниже 0*C
частые запуски и остановки двигателя
продолжительная работа на холостом ходу
пыльные условия
короткие поездки на расстояние меньше 16км
более 50% времени эксплуатации на высоких скоростях при высокой температуре окружающей среды (выше 32*С)
буксировка прицепа
такси, полиция, служба доставки или иная коммерческая эксплуатация
езда по бездорожью или пустыням
тяжелая загрузка

45:2352



Механика — что видно снаружи.

45:57

Быстрый осмотр CVT обнаруживает два датчика холла (ISS и OSS), датчик диапазона трансмиссии (TRS — transmission range sensor), водно-масляный охладитель и множество датчиков давления. Компоненты, отмеченные на следующих картинках (1, 2, 3 и дальше) — это порты для измерения рабочего давления в различных частях трансмиссии

45:614

46:1119

47:1624

1. Давление в трубопроводе
2. Гидротрансформатор выкл
3. Первичный шкив вариатора
4. Сцепление режима D
5. Гидротрансформатор вкл
6. Датчик скорости вращения на входе (ISS)
7. Радиатор
8. Сквозной электрический разъем
9. Вторичный вариатор
10. Сцепление режима R
11. Датчик текущего коэфф. передачи (диапазона) (TRS)
12. Датчик скорости вращения на выходе (OSS)

47:2263



48:504

Но не пытайтесь попросту подключить туда любой датчик давления. Используйте измеритель, рассчитанный, как минимум, на 70 bar. Типичное рабочее давление может легко достигнуть 55…62 bar для приложения необходимой силы к ремню CVT (рис 4).

48:926

49:1431

Во время измерения давления можно увидеть второй пик вариаторного давления в переходном процессе от движения к остановке — во время снижения коэффициента передачи вплоть до полной остановки автомобиля. После того, как трансмиссия перестала вращаться, CVT не может изменить коэффициент передачи, потому что вариаторы должны вращаться для смены КП. Поговорим об этом позже. Типичные значения рабочих давлений приведены в таблице:

49:2222



Мин/макс и Типичное на х/х
Рабочее давление в трубопроводе … 5-60 … 5-15 bar
Первичное сцепление … 1-15 … 5-10 bar
Входной шкив вариатора … 1-60 … 1-15 bar
Гидротрансформатор вкл/выкл … 0-10 … 1- 7 bar
Вторичный шкив вариатора … 1-60 … 1-15 bar
Задний тормоз … 1-15 … 5-10 bar

49:454

Механика — внутри.

49:492

Секреты CVT находятся внутри ее корпуса. Здесь находятся два вариаторных шкива, стальной ремень, помпа высокого давления, клапанные корпуса вместе с соленоидами, планетарный набор шестерен (в том числе и для задней передачи) и пару пакетов муфт (для режимов D и R). См.рис 5

49:986

Работа вариатора похожа на звездочки и цепной привод обычного велосипеда. Вместо цепи, CVT использует ремень, движущийся по поверхности шкивов двух вариаторов. Для изменения передаточного числа шкивы меняют свой диаметр.

49:1394

Первичный шкив вариатора соединен при помощи муфты, которая всегда подключена в режиме D. Входной шкив толкает вторичный при помощи при помощи специального стального ремня, состоящего из множества сегментов. Управление изменением коэфф. передачи происходит модуляцией соленоидов, что приводит к изменению давления внутри каждого из двух вариаторных шкивов.

49:2057



TCM (transmission control module — прим.перев) может менять расстояние между поверхностями двух вариаторных шкивов. Это позволяет ремню вращаться на первичном шкиве медленнее (имитируя пониженную передачу) или быстрее (имитируя повышенную передачу). Изменяя положение вариаторного шкива, TCM может достигнуть любого коэффициента передачи в диапазоне от 2.349:1 до 0.394:1
Только один компонент соединяет два шкива — это ремень. Как и в вариаторах фирмы Honda, ремень собран из множества стальных сегментов со специальными вырезами, плотно закрепленными между собой при помощи слоеной стальной ленты. Ремень является толкающим, а не тянущим. Это значит, что первичный шкив вариатора толкает вторичный при помощи стального ремня.

49:1296

Эта концепция предполагает, что сталь не может быть сжата, т.е. ремень не может "износиться" (т.е. растянуться) с течением времени. Поскольку сегменты ремня очень плотно связанны между собой, он работает как единая стальная структура, которая передает крутящий момент от одного шкива к другому. Эта разработка очень сильно отличается от моделей фирмы ZF, которая использует цепи и зубцы, когда один шкив тянет за собой другой.

49:2071



Во всех конструкциях вариаторов давление является ключевым компонентом. Проскальзывание ремня между поверхностями шкивов может быстро вывести его из строя. Вот почему вариаторные трансмиссии используют сумасшедшие давления и специальные жидкости.

49:464

Поток мощности

49:495

Как можно говорить о передачах, если их нет? Есть, конечно, набор планетарных шестерен, но они используются лишь для переключения между режимами D и R. В режиме заднего хода, сцепление режима D отпускает и включается заднее. Крутящий момент по часовой стрелке поступает через входной вал на кольцевую передачу. Поскольку работает планетарная шестерня, вращение будет направлено в обратную сторону, т.е. против часовой стрелки. Планетарная передача соединена с первичным шкивом вариатора, раз так — вот так просто у нас появилась задняя скорость.

49:1493

Коэффициент передачи в режиме заднего хода заблокирован во избежание глупых случайностей. Двигатель ведь может оставаться на постоянных оборотах, в то время, как автомобиль будет ускоряться задним ходом. Водитель может этого и не понимать, но автомобиль может (если ему позволено) ускоряться задним ходом быстрее, чем передним. Вот почему при движении задним ходом коэффициент передачи вариаторной трансмиссии заблокирован (рис.6).

49:2289



Если селектор трансмиссии находится в положении D, поток мощности из гидротрансформатора через входной вал прикладывается к переднему входу, через планетарную передачу. Она соединена с первичным валом вариатора, но находится в выключенном состоянии, ничто ее не удерживает.

49:507

TCM полностью управляет коэффициентом передачи (КП) вариаторной трансмиссии. При разгоне, когда требуется большая мощность и отдача двигателя, КП снижается, что увеличивает обороты двигателя — для большей отдачи крутящего момента и лошадиных сил. После того, как водитель отпускает педаль газа и переходит в режим неспешного движения, TCM увеличивает "виртуальную передачу", что снижает обороты двигателя, что увеличивает эффективность и топливную экономию.

49:1348

Если после некоторого времени равномерно движения водитель нажмет на газ, TCM снова увеличит обороты двигателя и будет удерживать их на этом уровне. А автомобиль тем временем продолжит ускорение.
Какое интересное ощущение — управлять автомобилем с вариатором в первый раз. Речь идет не только о переключении передач, просто иногда теряется понимание, насколько быстро Вы едете, несмотря на то, что двигатель не подключен к колесам через какое-то определенное количество шестерней. Я ожидал услышать шум двигателя, который я мог бы "перевести" в скорость автомобиля. С вариатором двигатель может рычать на одних и тех же оборотах — как на крейсерской скорости, так и в городском потоке. Следует лишь немного привыкнуть.

49:2666



После того, как крутящий момент пройдет через шкивы вариатора, он умножается через блок шестерней холостого хода. Этот блок умножает коэффициент передачи на 1.72; выходные шестерни еще раз умножают коэфф. передачи на 3.55. Суммарный коэффициент передачи меняется от 14.34 до 2.44. Это вполне сравнимо с любыми современными видами трансмиссий (рис 7 и 8).

49:631

50:1136

51:1641

52:2146



53:504

Ну что, достаточно на этот раз; в следующей статье журнала GEARS мы рассмотрим управляющие системы вариаторов JATCO, включая клапана, электронные блоки и компьютерные коды диагностики этой трансмиссии.

53:869

Устройство соленойда

53:912

54:1417

ЗАПЧАСТИ и возможные затраты на ремонт

54:1494

55:1999



Вариант фильтра очистки масла от митсу: 2824A006. Цена в экзисте 500-800 руб.
Уплотнительное кольцо корпуса маслоохладителя, парт-намбер: 2920A096,
Прокладка поддона маслосборника, парт-намбер: 2705A015 (возможно еще 31397-1XF0C),
масло NS-2, (по 4 литра), парт-намбер: KLE520000403

55:460

Ремень вариатора (примерная цена 20 000р)

55:534

56:1039

ремень вариатора

56:1074

Ремкомплект
Цена 5 500 руб.
Вот фото того, что входит в ремкомплект:

56:1198

57:1703

а именно:
-прокладка поддона
-сальники приводов и ГТ
-тефлоновые прокладки конусов
-резиновый уплотнители муфт, насоса, и т.п.
-резиновые уплотнители гидропанели
-металл. прокладка маслонасоса
в общем все сальники и уплотнительные элементы, которые есть в коробке

57:2194



Примерные варианты и расценки на ремонт

57:78

Как правило если вариатор завис на одной скорости, это выход из строя датчиков импульсов с валов вариатора или шаговый мотор (обычно обмотки).

57:341

Замена датчика импульсов с работой — 4000 р
Датчик стоит около 3000 р, замена самому 10 мин (открутить болтик и снять раз]ем, все снаружи, ничего не разбирая).
Неисправность может быть плавающей, ремень паркуется в среднее положение. Симптомы: машина тяжело трогается с места и не разгоняется выше 60 км. Ехать можно.

57:909

Замена шагового двигателя с работой (снимается поддон вариатора) — 7000 р. (если жидкость и ф. не менять). Сам мотор стоит 2500-3500 р, лучше купить с усиленной обмоткой, заменить самому 0,5-1 час работы (но если нет совсем опыта, то можно и 3-4 часа).
Диагностика обычно показывает обрыв обмотки (там 2 обмотки, можно самому прозвонить, должно быть около 18-30 Ом). Возможно и межвитковое замыкание (проверить). При неисправности шагового мотора машина едет на одной фикс. передаче.

57:1759

Фирма Sonnax предлагает решения по улучшению вариаторов Jatco /Nissan CVT: JF010E и JF011E:
Неисправность трансмиссии и решение от Sonnax
1. Вибрация/шум при ускорении, ошибка изменения передаточного числа
— Комплект клапана регулировки давления (Номер детали 113741-01K)
2. Проскальзывание цепи и поломка шкивов, рост оборотов двигателя/вибрация при ускорении
— Комплекты клапана регулировки вторичного шкива увеличенного размера ( Номер детали 113741-17K (JF010E), Номер детали 113741-19K (JF011E), Требует F-113741-TL17 & VB-FIX)
3. Рывки на нейтральной передачи/жесткие включения, высокие обороты двигателя из-за отсутствия блокировки
— Комплект: регулировочная втулка блокировки и плунжерный клапан (Номер детали 113741-11K)
4. Вибрация при ускорении, высокое/низкое линейное давление
— Комплект первичного клапана регулировки давления увеличенного размера (Номер детали 113741-09K, Требует F-113741-TL9 и VB-FIX)
5. Вибрация при ускорении, высокое/низкое линейное давление
— Комплекты вторичного клапана регулировки давления увеличенного размера (Номер детали 113741-13K (JF011E), Номер детали 113741-15K (JF010E), Требует F-113741-TL13 и VB-FIX)
6. Пробуксовка двигателя при включении передач, потеря блокировки
— Комплект: клапан ограничения муфты ГДТ увеличенного размера и смазочный клапан (Номер детали 113741-04K, Требует F-113741-TL4 и VB-FIX)
7. Проскальзывание, замедленное включение прямой передачи и заднего хода
— Клапан регулировки расхода насоса (Номер детали 113741-07 (JF010E только насос), Требует F-113741-TL7C и VB-FIX)

57:4375



ЗАМЕНА ФИЛЬТРА ТОНКОЙ ОЧИСТКИ

57:60

1. Сливаем масло

57:92

2. Что бы заменить фильтр, необходимо снять аккумулятор и воздухопровод. Откручиваем площадку аккумулятора получаем доступ к теплообменнику. Находим маслоохладитель (теплообменник)

57:430

58:935

3. откручиваем теплообменник и смело меняем фильтр

58:1031

59:1536

60:2041



4. собираем все обратно, масло заливаем через щуп.

60:92

https://www.drive2.ru/l/435975/

60:127

https://www.drive2.ru/l/8603585/

60:163

https://www.drive2.ru/l/7839137/, https://www.drive2.ru/l/7841866/, https://www.drive2.ru/l/7842327/, https://www.drive2.ru/l/7843003/, https://www.drive2.ru/l/7629633/

60:335
1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Рейтинг 5.00 [2 Голоса (ов)]
122301

Метки: вариатор

Оставьте свой комментарий

Оставить комментарий от имени гостя

0
Your comments are subjected to administrator's moderation.
правилами и условиями.
  • Комментарии не найдены