тюнинг и ремонт авто

Замена правого внутреннего ШРУСа и установка внутренних приводов — трипоидов на Шевроле Ниве (ВАЗ 2123)

Содержание статьи:

1. Замена правого внутреннего ШРУСа на Шевроле Ниве (ВАЗ 2123)

2. Установка внутренних приводов — трипоидов в Ниву Шевроле

1. Замена правого внутреннего ШРУСа на Шевроле Ниве (ВАЗ 2123)

Слева Триалли, поставил и забыл. Справа Автовазовский. Начались тук-тук-тук при езде особенно вверх с выворотом вправо. Звуки усиливаются. Симптом известный, лезем менять.
Краткая инструкция для тех, кто еще сомневается менять шпильки в мосту на болты или не менять.

Снимаем колесо, откручиваем нижнюю шаровую, подходящим приспособлением вывешиваем кулак со ступицей-диском. Я использую ремень генератора от Нивы. Цепляю за крепление амма и за 2 шпильки на ступице.

Замена правого внутреннего ШРУСа на Шевроле Ниве (ВАЗ 2123)

На шрусе откручиваем гайку, снимаем гровер чтобы высвободить больше длинны резьбы, накручиваем гайку обратно. Закручиваем сверху еще одну гайку и зажимая гайку на гайку выкручиваем шпильку. Я попробовал, получается, даже на верхней гайке на половину закрученной. Фото для примера.

clip_image002.jpg

Выкручиваем болты крепления ушей.

clip_image003.jpg

clip_image004.jpg

Откручиваем лыжу от стабилизатора. Кардан не трогаем.

clip_image005.jpg

Откручивание левого уха и лыжи нам нужно для того чтобы немножко можно было покрутить мост при вытаскивании шруса.
Проворачиваем по оси вверх правое ухо.

clip_image006.jpg

Вытаскиваем шрус, смещая мост немного по часовой стрелке если смотреть сверху и немного вниз.

clip_image007.jpg

На разбор у меня ушло около получаса.
Всем удачи на дороге и вне дорог и тишины в машинах)

clip_image008.jpg

Сборка в обратной последовательности. На место выкрученных шпилек отлично подходят длинные болты от шаровых.

2. Установка внутренних приводов — трипоидов в Ниву Шевроле

Лдной из задач моей текущей модернизации нивы является повышение надежности и живучести автомобиля. в целом о надежности и живучести узлов нивы\шнивы по сравнению со стоковыми агрегатами я позже распишу отдельно, но сейчас пойдет речь о таких узлах как внутренние привода колес типа трипоиды.

В стоковом исполнении на нивы\шнивы ставятся ШРУСы (шарниры равных угловых скоростей), конструктивно из себя представляющие гранату (корпус) привода, в котором крутится по канавкам сепаратор с шариками, в который втыкается вал приводов соединяющий его с наружным приводом.

Установка внутренних приводов — трипоидов в Ниву Шевроле

ШРУСЫ обеспечивают передачу крутящего момента с РПМ на колесья под довольно существенными углами. Это достаточно критично для лифтованных машин (особенно лифтованных методом проставок под пружины либо чашки) — считается, что чем больше лифт и соответственно больше угол работы ШРУСов, тем меньше у них ресурс. В принципе, это справедливо, но по опыту могу сказать, что если не использовать экстремальные лифты (когда рычаги стоят совсем уж крутым "домиком"), то жизни ШРУСов вполне хватает года на 3 и эксплуатации в жестких условиях (гораздо больше на ресурс приводов влияет наличие целых пыльников и отсутствие песка\грязи\влаги в гранате привода). чтобы сохранить адекватные углы работы ШРУСов так же используют лифтовку методом опускания балки — тогда углы работы ШРУСов сохраняются более приближенные к стоковым (расчетным при проектировании).

Об собственном опыте живучести ШРУСов могу сказать вот что — захрустел у меня ШРУС в поворотах и под нагрузкой, и я решил поставить эксперимент и доездить до того момента, когда он у меня уже совсем развалится. так вот, с тех пор проездил 1,5 года и судя по всему еще столько бы проездил, но стал на глобальную перетряску всей ходовой.

Но в использовании ШРУСов меня не устраивало несколько моментов:
а) если в ШРУСах разваливается сепаратор и шарики высыпаются, то палка с внутренней частью сепаратора просто крутится стуча по гранате и уже не передает крутящий момент с редуктора на колеся. более того, с редуктора весь момент (если не стоит самоблок или принудительная блокировка) уходит именно на эту гранату — и машина банально не едет и превращается в заднеприводную. Такое положение дел не может радовать где-нибудь в далеких краях.
б) при таком положении дел, в ЗиП класть нужно всю гранату целиком в сборе (причем и левую и правую), т.е. в случае развалившегося сепаратора вставить новый сепаратор на те же места с сохранением положения шариков представляется геморройным занятием и проще тогда уж менять гранату целиком. а замена гранаты целиком в этом случае так же является геморройным занятием со сливом масла, откручиванием крышки привода и т.д.
в) процедура замены пыльника со ШРУСами так же представляет собой весьма сложное занятие в следствие того, что нужно контролировать наличие шариков и обеспечивать их сохранность и расположение каждого в своей прикатанной канавке (теоретически), а они все в смазке и т.д. т.е. риск уронить шарик в пыль\грязь при этом весьма высоки
г) у меня присутствует некая тяга к экспериментам и любопытству по новым агрегатам и узлам)

Альтернативой использования внутренних приводов типа ШРУС является использование т.н. трипоидных приводов. конструктивно они из себя представляют аналогичные гранаты с тремя канавками, а вместо сепаратора с шариками используется трехшип, на шипах которых крутятся три ролика на игольчатых подшипниках.

Насколько я в курсе, трипоиды были разработаны для легковых машин с целью как раз повышения живучести их приводов — чтобы с развалившимся приводом машина могла громыхая, но так или иначе доехать самостоятельно до СТО. но отрицательной стороной использования трипоидов являются малые углы работы трипоидов в следствие конструктивных ограничений. при работе на больших углах наблюдались такие эффекты — палка привода цепляла за выступы канавок на гранате и ресурс игольчатых подшипников был малым — слетало запорное кольцо и иголки высыпались, появлялись большие люфты работы привода. плюсами же трипоидов на мой взгляд являются:
а) живучесть — даже если подшипники или ролики развалятся, трехшип громыхая и стуча будет так или иначе все равно передавать крутящий момент с редуктора на колесья
б) при замене игольчатых подшипников на втулки, собственно, там ломаться уже нечему (если не брак в железе и не огромные колесья, сворачивающие шлицевую или вал привода) — а это надежность
в) в ЗиП для обоих приводов (левого и правого) можно класть только один маленький по размеру трехшип с роликами. причем процедура его замены весьма проста — отпустить нижнюю шаровую, отвести кулак в сторону вынув трехшип с роликами из гранаты и заменить его. риски уронить все это хозяйство в грязь\пыль минимальны по сравнению со ШРУСами
г) процедура замены пыльника так же весьма проста по аналогии с пунктом в.

У меня для экспериментов были привода испанского производителя ESPRA. их внешние привода типа ШРУС (уже с моим пыльником и смазкой ТРЕК для картинки и нормальными хомутами) выглядят так:

clip_image003.jpg

внешний привод ВАЗ 21213\2123 ESPRA

комплект внутреннего привода ESPRA включает в себя все необходимое — гранату привода + трехшип с роликами + стопорное колечко трехшипа + хомуты + пыльники + смазка. сразу скажу, что все пыльники я поменял на силиконовые ТРЕК, хомуты поставил наши "рассейские", а мазку использовал синюю от ЛиквиМолли.

clip_image004.jpg

внутренний трипоидный привод ВАЗ 2123\2123 ESPRA

Трехшип с роликами на игольчатых подшипниках:

clip_image005.jpg

трехшип трипоида с игольчатым подшипником и стопорным колечком

граната привода с канавками под трехшип. обратите внимание на выступы канавок — именно за них цепляется вал приводов при больших углах работы:

clip_image006.jpg

корпус (граната) трипоидного привода

Идея доработки трипоидов была вот в чем:

· сточить острые углы канавок, чтобы вал приводов не цеплялся за них и не мешал свободно крутиться колесьям на максимальных углах работы

· заменить игольчатые подшипники на точеные прикаленные втулки, чтобы повысить надежность этого момента. ниже все в картинках:

clip_image007.jpg

доработанный комплект внутренних трипоидных приводов ВАЗ 21213\2123

Как оказалось, отторцевать гранату и сточить канавки не так просто — при первом подходе у местного токаря в гараже, было свернуто два резца обычных и один керамический за счет ударных нагрузок на них. в итоге отвез гранаты другим токарям и так или иначе они их проточили:

clip_image008.jpg

доработка гранаты трипоида

далее втулки — крепкая сталь 30Х + прикалили + шлифовка. ясное дело, что в игольчатых подшипниках смазка будет получше, но сажал втулки на смазку + обильная смазка в гранатах, посмотрим, как жить будут. Там, собственно, они постоянного вращательного движения с большими скоростями не должны выполнять и трение их убить не должно. В общем, практика покажет:

clip_image009.jpg

прикаленные втулки вместо игольчатых подшипников

трехшип с игольчатым подшипником и втулкой. Запорное колечко оставили родным. посадка — скользящая и на сам трехшип и на ролик.

clip_image010.jpg

трехшип с игольчатым подшипником и со втулкой

трехшип со втулкой без ролика:

clip_image011.jpg

втулка на трехшипе

По процедуре инсталляции (т.к. у меня был разобран весь передок, потому и порядок работ описан такой) — надеваем трехшип на вал привода и стопорим колечком из комплекта привода. чтобы легче садился на шлицы, все предварительно обработал смазкой:

clip_image012.jpg

трехшип на вале приводов

далее, запрессовываем сальник с обработанной посадочной поверхностью герметиком через проставку в крышку привода:

clip_image013.jpg

сальник в крышке привода

Сажаем крышку на вал привода и набиваем в сальничек смазки:

clip_image014.jpg

крышка на приводе со смазкой в сальнике

Используя специальные инструменты, напрессовываем подшипник привода на вал привода:

clip_image015.jpg

запрессовка подшипника на вал привода

не забываем стопорить подшипники стопорными колечками (ох и побегал я по магазинам разыскивая их.):

clip_image016.jpg

привода в сборе с крышками

Используя деревянную проставку запрессовываем привод с крышкой в посадочные места подшипников на редукторе (у меня тут на картинках СРПМ), предварительно не забыв о прокладке и герметике. Щелей быть не должно:

clip_image017.jpg

установка привода в редуктор

прикручиваем все болтами:

clip_image018.jpg

установленный привод в редуктор (СРПМ)

редуктор с приводами в сборе:

clip_image019.jpg

редуктор с приводами в сборе

Далее, вставляем внешний привод в ступицу, притягиваем его чутка гайкой для удобства, отпускаем нижнюю шаровую, отводим в сторону нижнюю часть поворотного кулака и совмещая трехшип на валу приводов с канавками в гранате привода, покачивая, сажаем все на место (предварительно набив смазки в гранату):

clip_image020.jpg

установка вала привода с трехшипом в гранату (корпус) привода

Собственно, при полностью вывешенных колесьях вот такое положение дел с валом приводов и краями канавок гранаты:

clip_image021.jpg

зазор между валом приводов и корпусом привода

Набиваем смазки сверху трехшипа, смазываем пыльник изнутри смазкой (чтобы он не перетирал сам себя) и одеваем пыльник, контрим все хомутами. Угол работы трипоидов при полностью вывешенных колесах:

clip_image022.jpg

углы работы приводов при вывешенных колесьях (максимальном ходе подвески вниз)

теперь резюме:
а) едет, как ни странно
б) за выступы канавок не цепляет даже при максимальных ходах подвески
в) втулки пока живые, по крайней мере с пробегом 500 км пока люфтов не видно. окончательно буду смотреть при пробеге в 2000 км.
г) по надежности и живучести я теперь спокоен больше, чем со ШРУСами + в ЗиП надо организовать один трехшип.
д) но есть и нюансы: при скоростях до 100 км\ч проблем не наблюдается, а вот при скоростях приближенных к сотне машина как бы входит в резонанс и появляется мелкая вибрация. неудобства не доставляет, но все же факт ее наличия есть. от трипоидов ли она или от карданов — пока не могу проверить, свой тестовый кардан на ШРУСах отдал знакомому на такую же проверку. По вибрации и люфтам будет ясно при бОльшем пробеге и когда поэкспериментирую.

https://www.drive2.ru/l/3757297/

https://www.drive2.ru/l/6812746/

1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Рейтинг 0.00 [0 Голоса (ов)]

Метки: внутренний ШРУС, внутренний привод, трипоид

Оставьте свой комментарий

Оставить комментарий от имени гостя

0
Your comments are subjected to administrator's moderation.
правилами и условиями.
  • Комментарии не найдены