тюнинг и ремонт авто

Установка , оптимизация аккумулятора OPTIMA YT S 5.5, установка аккумулятора 100 Ач и генератора в УАЗ Хантер 31519

Содержание статьи:

0:37
  1. Установка аккумулятора OPTIMA YT S 5.5 в УАЗ Хантер 31519
  2. Оптимизация работы аккумулятора OPTIMA YT S 5.5 для УАЗ Хантер 31519
  3. Установка аккумулятора 100 Ач + генератор 120 Ав УАЗ Хантер

1. Установка аккумулятора OPTIMA YT S 5.5 в УАЗ Хантер 31519

Серьезному внедорожнику — серьезный аккумулятор.
Недавно мы произвели апгрейд лебедки, поставив ComeUp Seal Gen2 9.5, да еще снабдив ее пневмороспуском. И вроде наступила красота, но поняли, что чего-то не хватает. А что во внедорожнике с лебедкой не менее важно? Правильно — аккумулятор.
С начала постройки в АЗе исправно трудился Подольский аккумулятор модели 6CT-90N (90 Ач), вытягивал когда надо (почти), вот он слева вверху в штатной корзине:

0:1251

Установка аккумулятора OPTIMA YT S 5.5 в УАЗ Хантер 31519

1:1756

Моторный отсек УАЗа с Подольским аккумулятором (еще со старой лебедкой)

1:1891

И трудился бы и дальше, если бы не два фактора — во-первых, поскольку у него нет контрольного глазка, то за ним особо не следили и судя по внешним признакам из него подтекал электролит и состояние пластин могло быть не самым лучшим, а во-вторых мысль об установке чего-то более серьезного гуляла давно, правда мысли мешала жаба, но попалось одно весьма выгодное объявление намного дешевле магазинов, где вожделенный объект прямо-таки ждал нас практически в шаговой доступности от дома в Москве.

1:2795



Без долгих раздумий новый девайс был приобретен. Собственно, широко известный в кругах джиперов тягово-стартерный AGM аккумулятор OPTIMA YellowTop (с желтым верхом). В данном случае самый большой, какой есть в настоящий момент, а именно OPTIMA YT S 5.5 (75 Ач). Новенький, в оригинальной деревянной упаковке:

1:531

2:1036

Аккумулятор OPTIMA YT S 5.5

2:1078

Да, он меньше по Ампер-часам чем Подольский, только эти Ампер-часы он может отдавать практически до конца (покорители бездорожья не дадут соврать) в отличие от стандартных стартерных батарей, да и работать может спокойно хоть вверх ногами, поскольку в нем электролит не плещется, а впитан в стеклоткань (AGM — Absorbed Glass Material). Прикинули время работы подольского аккумулятора (при условии, что лебедка тянула, пусть и на максимальной нагрузке), поняли, что реальными 90 Ач там не пахнет.

2:1956

Но просто так Оптиму поставить мало, надо подготовить и сам аккумулятор, и место установки. У серьезного аккумулятора серьезная инструкция, по которой для его тренировки нужно его трижды нужным образом разрядить и зарядить. Ну, разрядить дело нехитрое, хотя и тут мы решили не терять электричество попусту, а приспособили прожектор через инвертор для дополнительного освещения места работ:

2:2675



3:504

Разряжаем аккумулятор

3:549

Ну а дальше надо зарядить по фен-шую. Выдержка из инструкции:

3:663

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ЦИКЛИРОВАНИЮ НОВЫХ ТЯГОВЫХ АКБ ОПТИМА (С ЖЕЛТЫМ И СИНИМ ВЕРХОМ)

3:812

Емкость батареи в начальной стадии эксплуатации составляет примерно 85% от номинала. В процессе работы после 17-19 циклов разрядки-зарядки тяговый аккумулятор Оптима обретает номинальную емкость.
В случае, когда новая АКБ должна обеспечивать номинальную емкость с первых дней эксплуатации, допускается «тренировка» (циклирование) аккумулятора в соответствии со следующими рекомендациями:

3:1530

1. Разряжайте полностью заряженную батарею до тех пор, пока напряжение не понизится до 10,5 V
2. Заряжайте аккумулятор в течение 16 часов током 4А.
3. Повторите операции №1 и №2 три раза.
Что ж, действуем по инструкции, настроив наш умный зарядник на 4 ампера:

3:1993

4:2498



Заряжаем аккумулятор

4:42

В общей сложности тренировка заняла трое суток, а за это время мы решили подготовить корзину.
Кстати поиски в интернете того как именно 75 Ач Оптима встает именно в корзину УАЗ Хантер не увенчались успехом, поэтому пришлось примеряться самим.
После извлечения штатной корзины подтвердились подозрения о вытекании электролита из старого аккумулятора. Сказывается в том числе и нахождение в позах отнюдь не параллельных земле во время соревнований.

4:868

5:1373

Коррозия от вытекания электролита.

5:1441

Посему почистили и обработали антиржой. Кроме того, корзину еще до нас где-то порвали и дюже колхозно починили не особо внушающим доверия уголком (скорее просто загнутым куском металла). Хоть с ним она у нас два года держалась весьма успешно, то коли извлекли, то решили усилить, поставив новый уголок из 2-х мм. алюминия (был под рукой). И вот корзина готова к покраске.

5:2112



6:504

Подготовка корзины к покраске

6:563

Примерки до покраски показали трудности при обратной установке (вынималась она тоже непросто). А вызвано это конструктивной особенностью дизельного Хантера, а именно кронштейном ФТОТ, в который корзина практически упирается, поэтому снимается и устанавливается только со скрипом. Поэтому, дабы не мучиться в будущем, просто отпилили полосу сантиметра полтора болгаркой от днища корзины. Все равно гайки для прижима аккумулятора нами не использовались (аккумулятор на эту часть не опирается). Итак, корзина покрашена и готова к установке.

6:1555

7:2060



Корзина готова к установке

7:52

Чтобы острый задний край днища корзины (да и само днище) не тер аккумулятор, проложили слой 4мм маслобензостойкой резины. Кроме того, пришлось переделать крепеж самого аккумулятора. Ранее мы прикрутили по бокам корзины уголки из алюминия, в них вкрутили болты-шпильки и прижимали аккумулятор хомутом сверху по центру, что видно на первом фото. Для Оптимы такой крепеж не подходит, поскольку у нее универсальная полярность и клеммы посередине. Поэтому решили цеплять ее за край и прижимать уголком, для чего повернули уголки со шпильками на 45 градусов и сделали более длинные шпильки:

7:1121

8:1626

Обновленная корзина с измененным крепежом аккумулятора

8:1733

При этом если вдруг возникнет необходимость, вернуть изначальную конструкцию можно просто перекрутив уголки. И вот наконец Оптима уютно устроилась на своем новом месте обитания:

8:2065



9:504

Optima на месте

9:530

Не успели только придумать диэлектрическую крышку для клемм, но обязательно сделаем.

9:690

Надеемся, что в новом сезоне новый аккумулятор будет служить нам на всю емкость.

9:840

2. Оптимизация работы аккумулятора OPTIMA YT S 5.5 для УАЗ Хантер 31519

В процессе установки обнаружилось, что аккумулятор Optima YT S 5.5 достаточно высокий и в штатном положении его крепежу и проводам тесновато. Поэтому было решено еще немного доработать корзину и клеммы.

9:1324

Корзину потребовалось опустить и стали подробнее изучать ее крепеж к кузову. Основной силовой элемент крепления — уголок с ребрами жесткости и вваренными гайками M6. Уголок накрепко приварен к днищу корзины:

9:1709

Оптимизация работы аккумулятора OPTIMA YT S 5.5 для УАЗ Хантер 31519

10:2214



Крепеж корзины

10:30

Идея отклепать уголок и перевернуть или пересверлить в нем отверстия провалилась. Осмотр моторного щита показал, что места для маневра практически нет, но все же можно сдвинуть корзину вниз на полтора сантиметра, пересверлив отверстия в самом моторном щите.

10:507

11:1012

Крепление в моторном щите

11:1063

Что и было без сомнения сделано, а у корзины болгаркой отпилен сантиметр от уголка, чтобы сдвинуть ее вниз.

11:1261

12:1766

Опорный угол отпилен

12:1808

Еще, сдвинули на полтора сантиметра верхние крепежи корзины (справа подвинули наш же уголок, слева нарастили пластиной). Кроме того, поскольку придвинули близко к крылу, надели резинку от дверей, чтоб ни при каких условиях металл не терся о металл если вдруг в прыжке по массе аккумулятора корзина днищем достанет до крыла:

12:2401



13:504

Оптимизированная корзина

13:555

Латунные клеммы, которые мы поставили раньше тоже нас не совсем устраивали, хотелось что-нибудь внушающее, но среди обычных свинцовых ничего интересного не попадалось. В итоге удалось подавить жабу и приобрести приглянувшиеся медные клеммы с золотым покрытием, плюсовую BT0710-G (+) и минусовую BT00101-G (-). Место производства неизвестно, но на них стоит штамп PAT с логотипом, т.е. не совсем no name, да и в руках чувствуется вещь.

13:1319

14:1824

Золотые клеммы

14:1855

Клеммы четко садятся на выводы аккумулятора без необходимости их натягивать и коробить свинец. Главное, что конфигурация плюсовой клеммы позволяет аккуратно подвести провода с разных сторон без мешанины на клемме. Попутно облудили провод стартера и сделали ему наконечник. И вот так все наше электрическое хозяйство разместилось на аккумуляторе:

14:2498



15:504

Подключение электрики к клеммам

15:567

А для завершения, решили сделать диэелектрические клеммы на крышки. Тут как нельзя кстати на майских праздниках побывали на исторической родине и обнаружили там в закромах старый советский интерком 1974 года выпуска (такие в кабинетах у директоров стояли) и его два пластиковых отсека для бумаг и ручек и стали основой крышек плюсовой и минусовой клемм соответственно. Пришлось немного доработать их ножовкой и изолентой, чтобы налезали на клеммы и не мешали капоту, ну и "подписать" заодно. Итоговый вариант:

15:1499

16:2004



Оптимизированная Optima

16:42

Теперь прижимной уголок Оптимы нормально затягивается барашками, а плюс с минусом точно никто не перепутает

16:245

3. Установка аккумулятора 100 Ач + генератор 120 Ав УАЗ Хантер

Аккумулятор ARCTIC 75 Ач после четырех лет тяжелой, но верной службы, попросился на пенсию. Зима 2011-12 года далась ему особенно тяжко – на морозе бедняга быстро разряжался. В особо холодные ночи мне приходилось доставать аккумулятор из его удобной, но холодной кроватки-корзины и нести в теплое помещение, где его ждал ужин малыми токами от Зарядного устройства.

16:1012

Отрицательные температуры и короткий зимний световой день вынуждают максимально ускорять процесс монтажа/демонтажа аккумулятора по утрам и вечерам. Использование двух разных ключей для гаек на клеммах и болтов на прижимной планке усложняет работу. Прикрутить в темноте на ощупь прижимную планку, не отморозив пальцы – mission impossible.
Описанные выше танцы с бубном мне сильно надоели, поэтому мною были изготовлены специальные болты крепления прижимной планки, с которыми процесс монтажа/демонтажа аккумулятора ускорялся в разы:
1. Шестигранник головки болта выточен по размерам гаек на клеммах аккумулятора, что позволяет использовать один инструмент (головку на 13).
2. Длинна болта укорочена до 15 мм. Быстрее закрутишь – меньше замерзнешь.
3. В начале резьбы болта проточена увеличенная фаска, которая облегчает процесс нахождения на ощупь заветных отверстий в корзине и установку болта без перекоса в резьбу. Пришел, нащупал, закрутил!

16:2733



Можно было бы пойти в магазин и купить аналогичный по габаритам и мощности аккумулятор… но мой Hanter Armadon вооружен лебедкой, а в мечтах у него багажник с люстрой, радиостанция, инвертор…

16:340

Короче, из-за большого количества прожорливых потребителей электроэнергии, было принято решение увеличить, так сказать, производственные мощности.
Из аккумуляторов мне приглянулись две модели:
1. Какой-то аккумулятор из линейки MUTLU.
Характеристики:
Номинальная емкость: 100 Ач
Ток холодной прокрутки: 850 А
Цена: 5300 руб.
2. Аккумулятор АКОМ Reactor 100
Характеристики:
Номинальная емкость: 100 Ач
Номинальное напряжение: 12 В
Ток холодной прокрутки: 1000 А
Размеры (длина, ширина, высота): 355х177х190 мм.
Цена со скидкой знакомого продавца: 5000 руб.
Во второй модели меня соблазнил ток холодной прокрутки в 1000 А и желтенькие крышечки на клеммах.

16:1495

Габариты аккумулятора 355х177х190 мм., а это значит, что в штатную корзину он не влезет. Начинаем пляски с бубном. Было рассмотрено несколько вариантов изготовления новой корзины и вариант модернизации старой. Решено было идти по пути наименьших сложностей.

16:1962

Установка аккумулятора 100 Ач + генератор 120 Ав УАЗ Хантер

17:2467



У намеченной жертвы распростёртый взгляд (с)

17:84

18:589

Снимаем старую корзину

18:635

На фотографии видны следы болезни старого аккумулятора в виде подтеков электролита на стенке корзины со стороны двигателя. Насколько я понимаю, от перегрева крайней банки электролит просачивался через верхнюю пробку. Вообще, меня очень беспокоит вопрос нагрева аккумулятора со стороны двигателя, поскольку это отрицательно сказывается на продолжительность жизни последнего. В будущем рассчитываю сделать новую корзину, в которой аккумулятор будет располагаться длинной стороной вдоль крыла автомобиля, что позволит отдалиться от нагретых частей двигателя. Ну, а пока продолжаем "колхозить":
Включаем болгарку (главный инструмент УАЗовода и учиняем беспредел и расчлененку…
Из валявшейся под ногами металлической полосы 2 мм. делаем три прямоугольные вставки.

18:2045



19:504

Прямоугольные вставки и отрезанный кусок корзины

19:599

20:1104

Порезанная корзина

20:1143

Свариваем все части конструкции, грунтуем, устанавливаем на автомобиль, просверливая "по месту" отверстия для крепления к кузову.

20:1384

21:1889

Вставки показаны красным цветом

21:1952

Устанавливаем аккумулятор в новую корзину, фотографируемся…

21:2069



22:504

Портрет с желтыми крышечками

22:561

23:1066

Общий вид сверху

23:1100

24:1605

Наклейка на аккумуляторе

24:1655

25:2160



Прижимная пластина

25:38

Пришел черед генератора.
Взамен штатного Iskra 11.203.412 14В 80А, приобретен Генератор 5122.3771-30 Т 14В 120А Прамо-искра. Удовольствие это стоит 3500 вечнодеревянных.

25:316

26:821

Генератор 5122.3771-30 Т

26:859

Здесь проблем не возникло – все элементы крепления полностью совпадают со штатными.

26:1018

27:1523

Генератор установлен

27:1566

Единственная печалька, охватившая ранимую душу ЖЫпера, заключалась в следующем: вместо штатного Регулировочного реле (РР) в генераторе, я хотел поставить выносное трехуровневое реле, о пользе которого много написано на страницах drive2.ru. Но крышка генератора оказалась опломбированной, а лишаться гарантии, не проверив работоспособность изделия, я не решился. Придется немного подождать.

27:2279



Выводы
С наступлением тепла надо будет впаять необходимый резистор и установить РР. А пока я могу сказать, что в уходящую зиму, проблем с запуском двигателя в морозы не возникало.

27:330

https://www.drive2.ru/l/771205/

27:365

https://www.drive2.ru/l/6455553/, https://www.drive2.ru/l/6526038/

27:435
1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Рейтинг 1.00 [2 Голоса (ов)]
51665

Метки: аккумулятор, OPTIMA YT

Оставьте свой комментарий

Оставить комментарий от имени гостя

0
Your comments are subjected to administrator's moderation.
правилами и условиями.
  • Комментарии не найдены