система снижения токсичности автомобилей ВАЗ 2108, ВАЗ 2109, ВАЗ 21099 с кабюраторными двигателями
ОСОБЕННОСТИ КОНСТРУКЦИИ
Систему снижения токсичности устанавливали на
автомобили ВАЗ, поставляемые за рубеж, но часть автомобилей ВАЗ попала и в
Россию. Эта система обеспечивает снижение токсичности согласно нормам США 1983
г. Система снижения токсичности оснащалась комплектующими фирмы «АКСТЕК». В
настоящее время автомобили ВАЗ с этой системой не выпускаются.
Автомобили с
системами снижения токсичности отличаются от автомобилей обычной комплектации
следующим:
- установлены карбюраторы с полуавтоматическим пусковым
устройством, с актюаторами холостого хода и главной дозирующей системы;
- в
системе выпуска отработавших газов установлен трехкомпонентный нейтрализатор и
датчик концентрации кислорода;
- введена рециркуляция отработавших
газов;
- введена система улавливания паров бензина;
- введена электронная
система управления смесеобразованием карбюратора.
Для снижения токсичности
отработавших газов система имеет трехкомпонентный нейтрализатор 14 (рис. 12.1),
расположенный, в системе выпуска перед дополнительным глушителем.
Электронная
система управления смесеобразованием поддерживает стехиометрический состав
топливовоздушной смеси на различных режимах работы двигателя, т.е. такое
соотношение между воздухом и топливом, при котором состав отработавших газов
обеспечивает наиболее эффективную работу нейтрализатора.
В качестве обратной
связи используется датчик 15 концентрации кислорода. Управляет карбюратором по
составу смеси контроллер через актюатор 6 холостого хода и актюатор 5 главной
дозирующей системы. Для поддержания оптимального состава смеси блок управления
непрерывно подает на актюатор серию электрических импульсов, под действием
которых сердечник актюатора с установленной на нем запорной иглой постоянно
совершает возвратно-поступательные движения, открывая и закрывая отверстие
жиклера. Длительность импульсов, а следовательно и соотношение времени открытого
и закрытого состояний клапана («скважность») и определяет количество
дополнительного топлива, поступающего из поплавковой камеры в каналы системы
холостого хода и в эмульсионные колодцы ГДС, имеющей в этой модификации
карбюратора изначально обедненные характеристики.
Входную информацию в
контроллер, кроме датчика 15 концентрации кислорода, подают датчик 1 полной
нагрузки, контакт 8 экономайзера принудительного холостого хода и катушка
зажигания.
Датчик 1 полной нагрузки управляется разрежением от впускной трубы
12 через термовакуумный выключатель 2, который срабатывает при температуре
охлаждающей жидкости 30°С.
Контроллер обрабатывает информацию и, управляя
актюаторами 6 и 5, поддерживает оптимальный состав топливовоздушной смеси,
подаваемой в двигатель.
Для визуального контроля работы контроллера на панели
приборов установлено световое табло, которое загорается при включении зажигания
и гаснет после пуска двигателя. Если световое табло мигает или горит непрерывно
при работающем двигателе, это указывает на неисправности в системе, тогда
необходимо обратиться на станцию технического обслуживания
автомобилей.
Пусковое устройство 9 карбюраторов имеет диафрагменный механизм,
который соединяется с атмосферой при пуске холодного двигателя через
термовакуумный выключатель 10 и ресивер 11, чем достигается оптимальная
установка воздушной и дроссельной заслонок карбюратора.
В систему снижения
токсичности включена также система рециркуляции отработавших газов.
Система
рециркуляции отработавших газов позволяет снижать содержание окиси азота в
отработавших газах. При температуре 60°С и выше термовакуумный выключатель 3
открыт и управляющее разрежение из над дроссельного пространства карбюратора
воздействует на клапан 18 рециркуляции. При частичных нагрузках двигателя в
зависимости от положения дроссельной заслонки карбюратора клапан рециркуляции 18
срабатывает и часть отработавших газов из выпускного коллектора 13 по трубке 17
перепускается во впускную трубу 12.
Для того чтобы система нейтрализации
отработавших газов работала исправно и надежно, необходимо применять только
неэтилированный бензин и строго соблюдать процедуру запуска холодного и горячего
двигателя, исключающую попадание бензина в нейтрализатор.
Рис. 12.1.
Комбинированная схема нейтрализации отработавших газов:
1 - датчик полной
нагрузки; 2 - термовакуумный выключатель; 3 - термовакуумный выключатель; 4 -
терморегулятор воздушного фильтра; 5 - актюатор главной дозирующей системы; 6 -
актюатор системы холостого хода; 7 - штуцер отбора паров бензина из карбюратора;
8 - контакт концевого выключателя карбюратора; 9 - полуавтоматическое пусковое
устройство карбюратора; 10 - термовакуумный выключатель; 11 - ресивер пускового
устройства; 12 - впускная труба; 13 - выпускной коллектор; 14 - трехкомпонентный
нейтрализатор; 15 - датчик концентрации кислорода; 16 - штуцер продувки
адсорбера; 17 - трубка клапана рециркуляции; 18 - клапан рециркуляции; А - к
вакуумному регулятору; Б - к адсорберу; В - в систему охлаждения
|
Твитнуть |
Комментарии
- Комментарии не найдены
Оставьте свой комментарий
Войдите под своим именем, чтобы оставить комментарий
Оставить комментарий от имени гостя