Штатный кондиционер ВАЗ 2108
Содержание статьи:
- Детали штатного кондиционера из каталога для ВАЗ 2108
- Реставрация штатного кондиционера ВАЗ 2108
- Монтаж штатного кондиционера ВАЗ 2108
- Финальный тест штатного кондиционера ВАЗ 2108
Детали штатного кондиционера из каталога для ВАЗ 2108
Сейчас полистаем каталог и посмотрим сколько там было изображено элементов по кондиционеру для 2108/09/99.
1. Система рециркуляции салонного воздуха и принудительным управлением ХХ при использовании кондиционера.
В разделе вентиляция есть такая интересная установка. Одна занимается управлением шторки воздухозаборника печи, обеспечивая тем самым рециркуляцию салонного воздуха или нет. Ну, а карбюратор принудительно, при активации кондиционера, поднимал обороты, чтобы не заглохнуть на холостых за счет вакуумных клапанов. Никакой электроники — только реле и трубки с впускного коллектора). У инжекторных современных авто это прописывается в мозгах. Кстати, по легенде тут использовался карбюратор -38ой серии, что это за зверь я не выяснил.
Ну, а вживую эта система выглядит состоит из следующих деталей
Сверху — вакуумный клапан (он же дёргалка:), отвечающий за поднятие оборотов на ХХ. Снизу планка крепления его к самому карбюратору
Вакуумный клапан — приподнимал обороты поднимая дроссельную заслонку 1 камеры с помощью вот такого рычага, для сравнения обычный справа. Вакуумные трубки от впускного коллектора крепились на таких держателях.
Сам привод рециркуляции заслонки печи в сборе, здесь также вакуумный клапан. А управляли этими вакуумными клапанами вот эти электросоленоидные клапана японской фирмы Aisin или Denso, кстати, до сих пор используются на всех япах в системах рециркуляции отработавших газов и проч.
А вот так выглядит крепление привода рециркуляции печи с завода, как на каталожной картинке — 3 шпильки М6.
Обратный клапан с надписью Vacuum source.Долго я ломал голову ДЛЯ ЧЕГО. Потом дошло, чтобы рециркуляция в печке после выключения двигателя не открывала заслонку опять, ведь вакуум после останова двс пропадет и заслонка печи откроется
2. Термопредохранитель в системе охлаждения ДВС с кондиционером.
Долго не понимал, что за х… в разделе охлаждения в каталоге. Оказалось, что это показан по сути термо-предохранитель. То есть вставка с нормально замкнутым датчиком на массу. И при работе кондиционера — радиатор (конденсатор) нагревается, как следствие поднимая подкапотную температуру. В общем, если ОЖ перегреется — датчик разомкнется, и масса в цепи пропадет, муфта компрессора отключится. Просто и надежно. Сопротивление датчика на фото — 0, проверено на нескольких машинах.
Ну а живьем это выглядит вот так на верхнем патрубке радиатора, как в каталоге выше
Сам датчик, сопротивление 0
3. Вариант исполнения кронштейна крепления компрессора и генератора для комплектаций с кондиционером.
В разделе источник тока фигурировал странный кронштейн крепления генератора к ДВС. На фото ниже
Свой шкив коленвала, по легенд он там иного диаметра, дабы раскручивать генератор, но на 3ех авто с таким комплектом с завода стоял обычный карбовый шкив., свой кронштейн крепления
Сам кронштейн — также японского производства, эмалирован в черный, материал чугун. Все метизы на нем идут со спец проушинами, по ним ощущается, что детали намного качественнее. На фото уже в сборе с планкой и двумя частями кронштейна под гену и компрессор.
Вид сбоку. Генератор на своем месте, на втором этаже, а место генератора занимает компрессор. Шкив генератора идет ручейковый под узкий ремень, но в каталоге указан свой шкив, по легенде отличается диаметром, чтобы генератор раскручивался на ХХ побольше, по факту отличий не замечено
4.Кнопки управления системой.
Где и как стояли в панели — можно почитать в предыдущей записи.
083я панель (высокая) Здесь видно, что на авто с кондиционером шел свой выключатель. На фото ниже указан обычный, но для кондиционерных авто он должен быть со всеми контактами.На вото видно, что предусмотрены выходы. По факту завод ставил кнопки от 08ой панели на след фото
08я низкая панель, в каталоге фигурируют кнопка рециркуляции и кнопка регулирования температуры, точнее сказать дискретности включения
И вот они вживую, наконец) При внешности, как у штатных кнопок — сама клавиша рециркуляции производства Sanden, как и регулятор. Видно, что для ВАЗа японцы делали специально, т.к. кнопки стилизованы
Также в разделе электрооборудования вазовского каталога — есть тьма реле, среди которых указаны реле управления муфтой компрессора и вентилятором радиатора. Они на своем штатном месте рядом с соленоидом управления поднятием ХХ. Также реле самые обычные 4х контактный, японского производства
LADA SAMARA BALTIC с кондиционером
Хотел добавить пару к предыдущей записи. Финны, как известно, сами дооснащали "Балтийки" кондиционерами. К штатному, что я рассматривал выше — отношения никакого, там все отличается:
-Печь выполнена в спаянном и неразборном виде, рециркулируется воздух также за счет вакуумного клапана (есть на фото)
Печь балтийки, неразборный корпус
-Свой кронштейн — цельный, силуминовый, муфта компрессора под поликлиновый ремень.
-Поднятие ХХ было предусмотрено блоком управления двигателя.
Подкапотное балтийки с кондиционером. От штатной системы ВАЗа отличается все, рессивер в ином месте, и крнштейн компрессора свой силуминовый. Компрессор под широкий ремень
ТЮНИНГ от итальянской "ДИАВИА"
Появился в середине 90-х на прилавках — ни к экспорту, ни к дилерам, а уж тем более к заводу отношения не имеет. Сделан под 083ю высокую панель.
Итальянский блочный кондиционер со всеми недостатками блочных кондеев. Стрелками показаны доп элементы — даже боковые воздуховоды предусмотрены) Наверное для невысоких итальянцев)))) места и так мало
Установка кондиционера — весьма непростое мероприятие, придется много чего снять в подкапотном.
Сейчас посмотрим остальные и самые главные детали, составляющие систему кондиционирования 2108/09/99.
1. Конденсор в сборе (нар. радиатор кондиционера)
Устанавливается перед штатным радиатором охлаждения ДВС, его всегда можно легко отличить от радиатора охлаждения, у последнего пластиковые накладки по бокам, а конденсор всегда металлический, т.к. давление там в несколько раз больше, чем в радиаторе охлаждения.
Конденсор в сборе с вентилятором, кронштейнами трубопроводов и ресивер-осушитель
Ресивер служит для отбора влаги и фильтрации, осуществляет при помощи спец. силикагеля, который теряет свои свойства при разгерметизации, как на фото ниже
ресивер-осушитель, по воспоминаниям современников — такие ставились в Эмираты, по резьбе на фланцах и направлению соединений выяснилось, что современные не подходят
Вентилятор конденсора думаю ясно для чего — фреон греется при сжатии компрессором.
Вентилятор в железном кожухе — старая школа, добавить нечего)
Электродвигатель вентилятора — Aisin, Япония
Вал на маленьких подшипниках
2. Трубопроводы, шланги.
К сожалению, не сделал вфото всех трубопроводов. Скажу одно, что комплект в основном из алюминиевых трубок, резины по минимуму, так надежнее.
Единственные 2 резиновых шланга это От и К компрессору, тут понятно — постоянные вибрации двигателя и ни одна металлическая тубка не выдержит. Сами шланги Yokohama) на них указан тип фреона R12
3. Крепеж.
Крепление резинового шланга компрессора к клапанной крышке.
В журнале можно увидеть, если присмотреться её назначение
4.Печь для авто с кондиционером
Ну и венец всей системы — печь со встроенным испарителем.
Предусматривает рециркуляцию конструктивно. Внешне почти не отличается от обычной заводской.
При внешнем сходстве — кондиционерный экземпляр изготовлен в Японии. Единственное, что ставилось наше — мотор обычный и сопротивления на режим скорости мотора. У японской печи свой козырек воздухозабора сверху
Ну вот и самые главные отличия. 4 трубки вместо 2ух на штатной печи слева) Стрелками указаны каналы рециркуляции. Также виднеются реле и блочок управления. Радиатор отопления, как видно, здесь также отличный от того, что стоит в обычной печи, при чем он медный. Производит впечатления качественного продукта
Реле и блок управления, как я понял, занимается частотой включения компрессора.
Наклейка на нижней сливной части корпуса печи. Sanden, 12й фреон, 800г. заправочная масса
Кто спрашивал как устроена рециркуляция — вид сверху если поднять капот будет выглядеть так
4.Кран печи
Кран печи также был свой, металлический, увы, такой мне не достался, но я тогда не знал таких тонкостей
5.ЭЛЕКТРИКА
В машине итак добавилось проводов :) теперь еще и проводка кондиционера. Также Япония, видно по качеству и по способу обмотки изолентой всего жгута.,
Проводка
Предохранитель
В пенале. Стеклянный на 20А. Подключение к + схеме аккума
Кнопка рециркуляции, как говорил ранее Sanden
Реостат регулятор температуры, по факту просто частоты включения компрессора. ALPS
Реставрация штатного кондиционера ВАЗ 2108
Теперь от теории к практике, о том, как 20-летний комплект пришлось приводить в чувства.
Скажу сразу, приехало все в очень сомнительном состоянии, было много дефектов чисто визуального плана, а о том, какие проблемы ждали я наивно не догадывался)
По списку:
— КОНДЕНСОР (радиатор кондиционера) был забит дорожной грязью, насекомыми и к тому же имел вмятины, да и вообще был прогнут внутрь от небольшого удара на бывшей машине.
Фото у бывшего владельца — стрелкой указано, что радиатор был вмят внутрь. Видно, что забит грязью на 100%, что вселяло мысли о перегревах компрессора. На фото ниже — количество грязи, которое пришлось вычищать механически, ни один напор воды не смог выбить всю дрянь. Для справки — грязь на фото примерно с 10% площади радиатора, весь объем можете себе представить
Пришлось, конечно, убить несколько часов, чтобы выбить все загрязнения, по возможности выровнять ламели радиатора. Ну и вернуть ему плоское состояние.
Купил химию для внешней промывки, но для степени моего загрязнения она не помогла. Зато после того как все было вычищено — промывка убрала все остатки битума внутри ламелей
Ну и вот, собственно результат — очищен внутри ацетоном и тщательно промыт снаружи. Окрашен как и был в черный цвет. Вмятина внизу — единственное место, что решил не трогать, т.к. возможен разрыв материала при обратной деформации
-КОМПРЕССОР Модель SD-507 производитель Sanden
Вот в таком виде он был на 21099 у бывшего владельца
Состояние - как новый
Т.к. лезть самому желания не было — решил отдать на дефектовку спецам из фирмы. По кондиционерам от запчастей до обслуживания у них все есть, что удобно.
По результатам осмотра, приговорили к замене подшипник, сальник, в общем полная переборка.
ТО компрессора
Хотел обратить внимание на устройство:
Поршневая группа компрессора. Старая добрая школа в действии — поршня с кольцами! Стрелой показана вставка цилиндров — она из… чугуна! Сейчас в автомобильных компрессорах поршни без колец, а цилиндры алюминиевые. И вес современных компрессоров разительно отличается по сравнению со старыми. По сути они одноразовые. Так что меня успокоили в плане долговечности компрессора, тем более расходники на них унифицированы с более современными моделями. К слову о долговечности)
Минеральное масло для хладагента R12! никакой синтетики! она только для R134.
Процесс переборки включает в себя по сути полную реставрацию компрессора, вплоть до пескоструйной обработки корпуса и окраски, окончательной заправки компрессора маслом и в результате Вы получаете:
Компрессор после переборки в Автоматике стал выглядеть как новый
Пообщавшись со специалистами Автоматики выяснил, что их преимущество в том, что они являются дистрибьюторами японской фирмы Denso, которая составляет 50% рынка автомобильных кондиционеров в мире. То есть, здесь есть возможность купить оригинальные запчасти или отремонтировать компрессор, а не покупать новый из-за отсутствия комплектующих на рынке. Может кому эта информация будет полезной.
Ну, а для меня же из возможностей фирмы — это заправка кондиционера газом R12. которым сейчас уже никто не заправляет (Т.к. он идет на старые авто до 93-го года, если не ошибаюсь. Многие владельцы таких машин либо уже давно перешли на 134й хладагент, что не есть гуд, либо не используют систему вовсе.
-ПЕЧЬ
Приехала она вот в таком виде
до/после. Естественно фильтра салонного воздуха в те года не предусматривалось, поэтому с годами накопилось много г… Для справки на иномарках 80-ых начала 90-х также не везде встречался сей атрибут
Отмывать ее пришлось очень долго.
После вскрытия корпуса извлек испаритель:
Корпус печи 08/09 с кондиционером сконструирован так, что сначала поток воздуха проходит в салон через испаритель, а потом через печной радиатор. Поэтому история с забитым радиатором всякими мухами повторилась. Виднеется золотистого цвета ТРВ -термо-регулирующий вентиль, грибок в народе Стрелкой показан датчик температуры, который при температуре ниже +4град за бортом защищает систему от включения. На нижнем фото — дно печки, куда стекает конденсат от испарителя через трубочку на улицу. Море листвы, слив забит.
История с очисткой радиатора, на этот раз испарителя, в печи повторяется
Японцы комплектовали кондиционерную печь 2108 медным радиатором обогревателя, что приятно удивило, качество в деталях
-РАСХОДНИКИ
При разборке системы кондиционирования всегда необходимо менять:
-уплотнительные кольца соединений
-ресивер-осушитель
-ТРВ (терморегулирующий вентиль)
Комплект расходников. Основная проблема в том, что родной ресивер имеет иное расположение соединительных фланцев(указаны стрелками) поэтому пришлось переваривать подходящие магистрали трубопроводов.
ТРВ — вентиль, который простыми словами работает как распылитель баллончика. Имеет медный термоэлемент, который в зависимости от температуры потока воздуха в печи меняет сечение, тем самым меняя расход. С ним на первый взгляд проблем не оказалось подобрали по резьбе и направлению выходов фланцев без проблем. На фото слева новый от VW POLO, справа от Lada Samara. Но оказалось есть еще параметр внутреннего присоединительного диаметра для ТРВ. Т.е. трубки, что входят в корпус ТРВ могут отличаться диаметром(указан стрелкой) В общем, увы, но нам не подходит.
В рекомендациях от Автоматика говорилось о замене ТРВ. Но найти с нужными присоединительными размерами не удалось( Промыть старый можно, но настраивать потом только на стенде, а такой порнографией никто не занимается, т.к. проще купить новый. Вспомнив принцип работы этого ТРВ, решил сделать проще — кинул его в морозилку. Охладил до -15Град. На фото виден иней. Попробовал -продуть воздухом — не продувается, а нагревшись до комнатной температуры сечение открылось. Вроде работает :) Решил его оставить
.
Испаритель в сборе, отмыт изнутри ацетоном, снаружи очищен от грязи, дренаж очищен
-Вакуумный привод ХХ (холостого хода) карбюратора
Данная штука приехала с отлетевшей лапкой, т.е. ее вырвало из диафрагмы внутри.
Сама тяга вылетела из диафрагмы, а без этой игрушки кондиционер на хх будет снижать обороты совсем ниже нормы
Пришлось развальцевать привод. Было крайне геморно, т.к. металл очень крепкий. В разобранном виде — видно, что тяга вылетела из металлических пластин диафрагмы. Не знаю из-за чего, возможно могли сильно дернуть за нее руками, как вариант, или со временем прогрызла металл сама стопорная шайба тяги. На нижнем фото регулировочный винт ограничения хода диафрагмы, т.е. можно поднимать обороты как удобнее
Сделали подобную тягу, но с резьбой на конце и обжал гайками мембрану с двух сторон. Завальцевал обратно корпус привода с герметиком.
Карты ушли. Фароочистка в брони
Монтаж штатного кондиционера ВАЗ 2108
Вот, собственно, и дошли до самого интересного — монтаж системы штатного кондиционера, который никто на внутреннем рынке не видел в привычной всем Lada Samara. Постараюсь быть краток и в деталях распишу сам процесс в 2-ух записях. Здесь расскажу, как "заточены" кузов, двигатель и проводка под кондиционер на заводе.
Для монтажа пришлось разобрать морду, ради удобства снял радиатор СОД (сист. охлаждения двигателя), также мешался немного впускной коллектор), то есть почти все навесное)
Начнем с подкапотного — здесь, что самое интересное —абсолютно любой кузов, двигатель 2108/09/99 "заточены" под вариант исполнения с кондиционером:
1. Конденсор (радиатор кондиционера)
его крепеж предусмотрен на любой передней панели кузова (народное — "телевизор")
Что нам покажет телевизор? На схемке показаны отверстия под крепления радиатора кондиционера и отверстия для магистралей к радиатору кондиционера.
Ничего сверлить и колхозить не пришлось, как ту и былО. Что интересно — на радиаторе предусмотрен уступ, учитывающий звуковой сигнал. Стрелками показаны крепления радиатора. Ну и горячо любимые всеми гонщиками отверстия, который берут под подвод интеркулера. Как оказалось, изначально это под трубки кондиционера) а я все гадал раньше -зачем они?)
2.Ресивер — осушитель
Т.к. это расходник, родной заменил новым, но пришлось переваривать подводку трубочек к нему.
Новый осушитель на месте, трубки переварены
Думаю, теперь понятно — зачем я так морочился и ставил датчик раннего включения штатного вентилятора, термостат с ранним включением для юж климата и помпу с увеличенным числом лопастей, а также промывал радиатор охлаждения — теперь движок будет более теплонагружен и СОД хотел немного подготовить к этому, не забываем, что 1,5 и он не любит перегревов.
2.Датчик защиты двигателя от перегрева.
Что это — расписывал ранее
На месте, в случае перегрева охлаждающей жидкости отключит компрессор
3.Установка компрессора.
На любом карбюраторном блоке, да даже на инжекторном есть такие подозрительные отливы с резьбой. Всегда думал для чего? — Оказалось, для крепления компрессора на блоке)
Стрелками указана места крепления компрессора, есть на любом движке с сааамого начала производства 84г)
Но мое авто 2000г.в. и блок уже унифицирован с инжекторным, т.е. отлив под инжекторный генератор тоже есть( сей момент я упустил — пришлось взять болгарку в руки (указан стрелкой)после нехитрых манипуляций удалил современный атавизм — в итоге кронштейн встал как родной, ничего сверлить не пришлось и резьба уже была внутри — халва :)
Наглядно — было — стало, компрессор занимает место генератора, ну, а тот, в свою очередь переезжает на второй этаж. КСТАТИ, обратите внимание — стрелками указана проводка генератора — я ее не переделывал, её хватило дотянуться до нового положения генератора. Всегда обращал внимание — зачем в этом проводе лишние сантиметры длины Оо !
4.Ремень компрессора.
Мелочь, но как его подобрать?! Особенно, когда тебя спрашивают в магазине —
" А Вам на что?"
-" Э… На…Lada Samara c кондиционером"
По моей личной статистике -тут начинается пауза, как будто, мы поминаем такое редчайшее авто минутой молчания … Короче, путем нескольких подборов и набегов искомый ремешок нашелся. Подошел от… ЛЯНЧИ:) 70-х годов модель мне не назвали и от старых BMW. Параметры 10*1013. Но можно и чуть короче.
Ремень10-1013 от Лянчи и BMW спас. Натяжка ремня делается 2-мя шкивами — генератора и компрессора
Фестиваль шкивов, Теперь генератор непривычно высоко и много шкивов, все по взрослому)))
4. Вакуумный привод поднятия холостого хода.
По-русски — "дергалка"), она дергает дроссель при включении кондиционера, чтобы поднять обороты на холостом, иначе двигатель заглохнет. А дергает этот привод за курок, в описании кондиционера эта деталь есть в каталоге. Ее пришлось изготовить по причине ниже самим.
Система в сборе. Крепежная планка, на ней устанавливается вакуумный привод, а на карбе — ответный курок. Но… и тут не без приключений — я поставил автоподсосную версию 21083-го карбюратора, курок упирался в камеру автоподсоса(
Из-за это проблемы пришлось:
Пришлось начертить и изготовить курок для автоподсосной версии карбюратора. На фото уже результат — ничего не задевает за крышку камеры автоподсоса, но все равно близко (стрелками указан наш кастом-курок)
Соленоидный клапан подачи на привод поднятия ХХ, реле компрессора и вентилятора. Кстати! Обратите внимание в моторном щите, если присмотреться, есть выштамповка под проводку кондиционера в салон) Интересно)
5.Магистрали-трубопроводы
Все магистрали алюминиевые — идеально повторяют архитектуру кузова.
Пойдем от передка к салону.
Магистраль от компрессора к радиатору кондиционера — крепится на маленький кронштейн к телевизору
После радиатора кондиционера идет трубопровод под правой фарой
Вокруг правой чашки передней подвески. Виден датчик давления — 4х контактный — не дает включить систему при низком или чрезмерно высоком давлении в системе
Смотровое окно — крепится как на фото — с завода на шуруп к кузову.
Решили сделать немного по своему, дабы обойтись без лишних отверстий. Кронштейн. См. фото
НУ и ПРИБЛИЖАЯСЬ К САЛОНУ, ждала самая противная операция, без комментариев, долго я собирался силами. Скажу только, что пришлось 50 раз отмерить на образцовом авто, прежде чем приступить к…:
Самое ответственное — было завести трубки в салон, чтобы потом салонные трубки сошлись с печкой, т.к. та неподвижна относительно кузова. 100раз отмерив на образцовой машине — приступил … как серпом по. А, совсем забыл, чтобы приступить к этому пришлось снять торпеду, печь и шумку с сиденьями)
Итог. Вид снаружи/вид с салона. Тех. отверстия под проводку и под трубки готовы, сделаны именно в тех местах, где делали их на заводе, благо был образец, окрашены и облиты антикором.
Вот, собственно, результат, напомню — расположение их пришлось замерять с образцовой 2109:
Теперь самая емкая часть — замена печки на кондиционерную
Для ее замены понадобится снять торпеду полностью
На фото еще есть каркас панели, хоть понятно что-куда, после демонтажа картина была более удручающей
Что интересно, на машине 2000г.в. стоит много СССР-ских деталей.
Замки дверей, некоторые кнопки, маховик со штифтом, релюшки и печной радиатор с громким"Made in USSR Licence Sofica." Машина, как знала на конвейере, что ее будет ждать в будущем)
2000г выпуска на дворе, а СССР детали все еще ставят
Успокоившись на этапе монтажа подкапотки, что машина готова конструктивно дружить с кондиционером на все 100%, инсталляция кондиционерной печи преподнесла неприятный сюрприз:
Кондиционерная печь установлена и…упирается задней стенкой корпуса в печной краник.
Это уже потом я узнал, что тут еще своя версия краника, учитывающая располневший корпус печки под кондиционер. Да и авто, с которого снят комплект, уже давно в утиле.
Как я не пытался сместить кран дальше от печи, места катастрофически не хватало.
Было 3 варианта:
Либо его там просто не должно быть как у ВАЗ 2110, и печной радиатор всегда нагрет, правда у десятки он находится конструктивно в подкапотном, не отдавая тепло в салон.
Второй вариант — как многие делают — убирают кран, и регулируют подачу горячего воздуха воздушной заслонки печки. Т.е. радиатор всегда нагрет, но через него не проходит воздушный поток с улицы в салон в теплый сезон. Но кондиционерная печь не имеет похожей перегородки конструктивно
Третий вариант — по схеме АЗЛК 2141 — кран печки перекрывается под капотом на лето и открывается на зиму. Плюс — не страшны протечки краника, но неудобно каждый раз лезть под капот.
Сток краник — так и не протек за 15 лет) керамический и кран от 2141. Решил совместить вариант от 2141, но поставить кран 2108 с тросовым управлением. Плюс — протекший краник не будет страшен шумке салона, удобно менять под капотом и получится сохранить управление закрытием краника с пульта печи. Как видно на фото стрелки — место где срезал лишний пластик для облегчения
В результате:
В результате краник печи переехал на подающий патрубок печи в подкапотное. Опасения по поводу термоперегрузок пластика керамического крана от выпускного коллектора развеялись, испытания выдержал.
Второй менее проблемный момент — тросики управления печкой.
Здесь они также отличаются длиной, чего я также не знал при покупке.
Для кондиционерной печи сток тросики не подходят, пришлось покупать от…КАМАЗа и делать каждый заново. Скажу одно — непередаваемое удовольствие их подгонять, чтобы заслонки закрывались как надо. Мелочь, которая убила море времени, особенно кран к новому месту расположения. На фото справа — снят радиатор отопителя — видно, что он не имеет перегородок и соседствует с испарителем, на нем виднеется датчик температуры потока воздуха
Стоковое место краника освободилось. Вместо него поставил такую вот опорную площадку краника, нашел случайно в каталоге. Ни разу не встречал раньше — может шли на ранних 2108.
Т.к. печные патрубки салона и подкапотного теперь без крана не соединить. Использовал из универсальных наборов Gates — 2 отвода и 2 трубки. В итоге получилось такое соединение. Теперь протекающие печные краны нам не страшны.
В сборе кондиционерная печь на своем рабочем месте, трубки соединились отлично, т.к. это самый ответственный момент, если сместить отверстия под них на 5мм левее/правее — пришлось бы помучаться. Т.к. трубка низ.давления большого диаметра и подогнуть будет нелегко, не сломав ее
Слив конденсата с печи
В оригинале идет трубочка в ноги пассажира, где обустроено спец.отверстие слива конденсата с испарителя на улицу. Желания сверлить пол не было, решил сделать проще — силиконовая трубка выведена на улицу через резиновый чехол кулисы в полу
Управление. Кнопки
Кнопка рециркуляции
Встроенная подсветка при нажатии
Кнопка рециркуляции с белой пиктограммой в тему для 2108-го салона, для 21083 идут черные, есть подозрения, что таких вообще не было на рециркуляцию.
Поэтому пришлось сделать реплику из самой обычной кнопки ПТФ.
Регулятор температуры кондиционера
Штатного места, как такового в высокой панели не предусмотрено — установил на место иммобилайзера.
Фильтр салонного воздуха.
Такие вещи в 80-ых были не распространены даже на иномарках, обходились рециркуляцией,
конструктивно на 2108 в кондиционерном исполнении эту вещь также не предусмотрели. Решил его сделать из двусторонней лентой липучкой, а фильтрующую бумагу можно взять из любого штатного салонного фильтра. На фото сверху виднеется привод рециркуляции и открытая заслонка. После моего вмешательства получился такой фильтр, на липучке — можно менять очень быстро, единственное площадь забора маленькая — забиваться будет часто
Водоотводящий экран
На всех авто с кондиционером:
Использовались такие экраны. Без них воздухозаборник печи был бы всегда под потоком воды. Завод ставил 2 штуки от ранних Самар. Несколько примеров
В каталоге водоотводящий экран
Найдено было как раз 2 штуки. Крепятся они на такие железные( скобы. Заменил их на дилерские клипсы немецких подкрылок, под железными всегда ржавчина
Проблема установки фарочистки
Не хотелось расставаться со штатным фароочистителем, левый моторчик встает без проблемы, а вот правый упирается в радиатор кондиционера. Пришлось повозиться, но все осталось на своих местах. Теперь все как у взрослых — нет свободного места вовсе) А я всегда думал зачем там столько пустого места под решеткой.
Фото вакуумного привода для поднятия ХХ при работающем кондиционере. Карб с автоподсосом из-за круглой камеры не дружит с поворотным курком дроселя, пришлось сделать реплику с иным плечом. На впускном коллекторе трубки МПСЗ и питания приводов рециркуляции и поднятия оборотов ХХ
В общем на этом весь монтаж закончен. Надеюсь кому-нибудь эта информация стает полезной. С одной стороны — все понятно, но, когда нет инфы вовсе — всплывают разные мелочи, которые занимают очень много времени и на общий вид не влияют. Например, продавец кондиционера мне досылал некоторые детали, т.к. ни он ни я понятия не имели, что есть всякая мелочь.
Финальный тест штатного кондиционера ВАЗ 2108
Ну вот и пройдя все стадии по сборке штатного кондиционера для модели ВАЗ 2108, дошли наконец доручки заключительной и самой интересной части — финальный тест), с этого момента эмоции начали принимать более приятный окрас с минимальными трудозатратами и максимальными позитивами)
Собрав весь салон после установки кондиционерной печи, машина поехала на незнакомую для нее операцию — Заправку системы хладагентом. Кто читал предыдущие записи, уже в курсе, что система старой школы и работает на фроне R12.
Заправку производил в сервисе. Собственно, там же где и перебирал компрессор.
Редкое зрелище, неправда ли?) ВАЗ 2108 на заправке кондиционера. Честно говоря, самый волнительный момент — стоило оно того вообще или нет?!
Почему сейчас перестали заправлять 12ым фреоном можно прочесть в инете — если и встречаются редкие исключения, то стоимость заправки, как правило, выше в 2-3 раза, нежели заправлять кондиционер современным хладагентом. Причина проста — дольше и сложнее. Т.к. никто не станет покупать дорогостоящую станцию по заправке, для столь непопулярного сегодня фреона.
Вместо того, чтобы подключить магистрали и нажать пару кнопок станции — тут приходится по старинке, сначала подключить вакуумирующий насос. Потом подключить шприц с минеральным маслом к баллону с фреоном. Затем все это взвесить на весах. Только потом можно подключать магистрали, периодически смотря на весы, проверяя сколько ушло по весам.
Пока вакуумирующий насос слева работает. Взвешивается баллон с маслом
Фреон
О результатах чуть ниже и, забегая вперед, опишу проблемы, которые естественно должны были всплыть, и они это сделали.
1. Подсос воздуха через соленоидный клапан поднятия ХХ.
После заправки кондиционера, при каждом его включении были проблемы с ХХ оборотами, когда системы циклично отключалась или вообще была выключена — обороты не спадали и делали это очень медленно. Причину заметил чисто случайно — увидел, что при запуске вакуумный привод поднятия ХХ немного поддергивал дроссельный крюк. Сняв трубку с привода — эффект поднятых хх оборотов пропал. Соленоидный клапан нормально закрыт конструктивно, и пропускать не может, следовательно его на вскрытие.
Изначально в плавающих или неспадающих ХХ оборотах винил поврежденную при монтаже прокладку фланца впускного коллектора.
Оказалось -Ваккумный привод поднятия ХХ слегка поднимал обороты из за износившегося соленоидного клапана
Соленоидный клапан вскрыт. после прочистки посадочных под сердечник (маленький в центре) пропускаемость клапаном воздухом ушла почти и я сделал ход конем)))) Прочистил их волочной насадкой, но не думал, что она из пластика)))) Итог — сгоревшая посадка сердечника, теперь он не закрывает подачу вообще)
Жалко, что оригинальный клапан запорот, но как таковой соленоидный клапан вещь не редкая и в нашем автопроме. Приобрел себе от "жигулевской" ЭПХХ (350р шт)
Подобный с японцев стоит от 3000р и выше, но
Соленоидные клапана. Слева оригинальный для управления оборотами и рециркуляцией. Справа с ЭПХХ Жигулей, принцип одинаков.
Нежелание портить оригинальный конструктив взяло верх и в итоге куплен соленодник от Toyota, как оказалось, эти клапана, как и жигулевские — до сих пор применяются у япономарок, отличаются лишь кронштейнами.
Toyota — ский новый клапан спас от колхоза проводки как минимум. Кронштейн использовал от старого клапана.
2. Течь фреона.
При запуске кондиционера в смотровом окне кратковременно могут пробегать пузырьки. В моем случае их было все больше и больше, пока не увидел течь трубки
Подтекание фреона в резьбовом соединении трубок. Газ испаряется, а масло постепенно вытекает (указан стрелками)
По наивности на 100% был уверен, что виновато уплотнительное кольцо, на фото слева
Но после второй по счету заправки, течь обнаружилась опять. И тут все начали грешить на обжимку встречной резиновой трубки. Опрессовка утечки не показала. Решили проверить саму алюминиевую трубку
Теперь как на ино — что-то снять — разбираем морду) Для демонтажа трубки радиатора кондиционера сняли бампер
После осмотра обнаружились микротрещины на внутренней части самой резьбы, что подтвердило — не могло резиновое кольцо пропускать, если оно подобрано по размеру:
Трещины показаны стрелками. Происхождение их мне так и неясно — момент затяжки виноват( маловероятно ) Но при сборке на этот момент не обращал внимания, скорее это уже было до меня
Куплен новый фитинг. Старый срезали и приварили новый.
Вернемся к заправке, теперь уже окончательной, когда все сопли убраны.
Пока компрессор жадно закачивал в систему свежий фреон, из старых-добрых зубиловских дефлекторов "высокой" торпеды осторожно начал пробираться живительный холодок) И чем холоднее становилось в машине, тем шире была улыбка) закон сохранения энергии же.
В сервисе, ради интереса, решили проверить температуру воздуха в дефлекторах в режиме рециркуляции и на первой скорости печки. Сказали, что, если выдаст +8С — будет отлично, выдало… + 2,3С (на улице было жарко-московские +26 град). Думаю, можно при желании довести до нуля и увидеть снежинки, вырывающиеся из сопел 21083ей торпеды) И
Ну и то, собственно, ради чего все это безобразие затеивалось. +2,6 С. Рекорд того вечера был +2,3, сфотать, к сожалению не успел
По ездовым же ощущениям — c кондиционером машина немного теряет в динамике, но не как обещали — будто едешь с прицепом, скорее, кfr посадил в машину двоих человек. Расход пока не отвечу, не успел еще проверить. Но вот тест-драйв одного дня в московских пробках показал — стало намного приятнее стоять в пробках, особенно, когда рядом видишь расплавленные тела в нашем автопроме.
Вентилятор доп радиатора включается на постоянку с кондиционером, авто не грелся ни разу. А в купе с атермальной тонировкой в салоне очень даже уютно.
ФОТО
Подкапотное прошлого сезона, все в антикоре, холодный впуск с неоригинальным воздуховодом
А вот так выглядит подапотное теперь. Убрал антикор, тросовый блок замка капота, аккум без стикеров, убраны остатки трамблерного зажигания, новый бензонасос, вместо новодела, немецкое реле стартера, карб с автоподсосом. Холодный впуск в сборе, убраны все маслотечи и много чего по мелочи. Ну и венцом всего — поселился штатный кондиционер. Водоотводящие лотки над новой печкой .
Поставил термоэкран капота от 2114, подошел вполне, т.к. закрывает только подкапотную часть, у 2114 он естественно та же, только на капоте силовые элементы несколько отличаются
Еще пару мелочей, а так можно считать, что всё
Доехав, в тот жаркий вечер до гаража, понял, что стал замерзать, сидя в "восьмерке" по летней форме одежды исключительно! в шортах) Да-да — это именно то, чего так не хватало в советской машине — комфорта жарким днем! Появилось какое-то "взрослое" что ли восприятие автомобиля, особенно в мегаполисе с его вечными пробками. Ловишь себя на мысли, что это очень непривычные ощущения в столь привычной машине. Стало как-то обидно, что их так и не увидели современники. Один из клиентов сервиса, когда сел в машину сказал — Могли ведь ездить как люди…
https://www.drive2.ru/l/7558297/, https://www.drive2.ru/l/7573776/, https://www.drive2.ru/l/7613591/, https://www.drive2.ru/l/7631483/, https://www.drive2.ru/l/7670864/, https://www.drive2.ru/l/7733891/
207424
|
Твитнуть |
Метки: кондиционер
Комментарии
- Комментарии не найдены
Оставьте свой комментарий
Войдите под своим именем, чтобы оставить комментарий
Оставить комментарий от имени гостя