тюнинг и ремонт авто

Интеркулер в Ford Mondeo

Сегодня мы поговорим об неотъемлемой части любого турбо автомобиля, и часть эта интеркулер. Меня часто спрашивают, что лучше поставить, в чем отличия bar plate от tube fin, какие размеры взять и так далее. Сегодня я попробую ответить на все вопросы и объяснить, в чем же принцип работы данного узла и какой выбрать. Для удобства, я вынесу основные пункты: 

0:635

1. Общие назначение и устройство интеркулера
2. Типы интеркулеров
3. Размер интеркулера
4. Bar plate VS Tube fin
5. Итог

0:837

1. Общие назначение и устройство интеркулера

0:924

Все просто – в систему под большим давлением нагнетается воздух, что приводит к повышению его температуры практически до 200 градусов Цельсия. От выхлопных газов нагревается и турбокомпрессор.
Как следствие, плотность воздушных потоков уменьшается, чего не желательно допускать по причине снижения давления наддува и эффективности самого устройства.
В бензиновых моторах такая ситуация чревата вероятной детонацией по причине повышенного содержания окиси азота в выхлопе машины.
Для эффективной борьбы с перегревом как раз и предназначено простое, но гениальное изобретение – интеркулер.
Его основное назначение – охлаждение воздуха, который поступает в турбокомпрессор.
После прохождения воздухом интеркулера на выходе его температура в среднем достигает 50-60 градусов.

0:2358



Интеркулер в Ford Mondeo

1:504

Вся суть работы кулера

1:549

2:1054

В разрезе.

2:1076

Устройство воздушного интеркулера

2:1144

Разработчики с умом подошли к созданию устройства. Для повышения эффективности охлаждения конструкторами были увеличены специальные камеры устройства, толщина и направление которых может меняться.
Многочисленные «хода» интеркулера выполнены из медных или алюминиевых пластин, что увеличивает площадь и, как следствие, эффективность охлаждения.
Но не стоит и забывать об одном «но». Чем больше препятствий создается для воздуха, тем меньшим будет давление в самом турбонаддуве. Соответственно, эффективность турбонаддува также упадет.

2:2139



3:504

интеркулер в разрезе.

3:547

Эффективность интеркулера, охлаждающего воздух до температуры среды окружения, составляет 100%, но это очень трудно или, чаще всего, невозможно достичь. Эффективность работы большинства интеркулеров – 70%.

3:924

2. Типы интеркулеров

3:966

Большая часть интеркулеров бывает двух видов: «воздухо-воздушные» и «водно-воздушные». Также существуют специальные конструкции, охлаждение воздушного потока в которых производится до температуры, которая несколько ниже, чем температура окружающей среды. Происходит это за счет использования системы кондиционирования, льда либо азота. Но такие системы с использованием азота как правило используют на сильно форсированных машинах поэтому их подробно мы рассматривать не будем.

3:1856

4:2361



азотное охлаждение

4:38

Самым распространенным типом интеркулеров является «воздухо-воздушные», устанавливаются они как правило либо фронтально впереди радиаторов, либо горизонтально такой тип установки предполагает установку над двигателем, самый яркий пример Subaru WRX STI, у каждой системы установки есть свои плюсы и минусы, основным минусом горизонтального расположения считают нагрев кулера от мотора, а минусом фронтального расположения считают высокий шанс повредить кулер.

4:883

5:1388

Горизонтальное расположение кулера

5:1458

Тип «водно-воздушные» применяется крайне редко на серийных машинах, его основным плюсами считаются более эффективное охлаждение, и довольно компактные размеры что позволяет устанавливает высокопроизводительные системы в ограниченных пространствах моторного отсека, минусом же является сложность конструкции и цена.

5:2050



6:504

комплект кулера типа вода-воздух

6:568

3. Размер интеркулера

6:612

Часто при тюнинге люди гонятся за размером кулера мол большой значит лучше охлаждает, так ли это?, давай те разберемся.
Чтобы избежать большой задержки турбины на стартах, очень важно, чтобы размер интеркулера соответствовал вашей турбине. Слишком большой интеркулер может ощутимо уменьшить мощность двигателя на малых оборотах из-за увеличенного объёма нагнетаемого воздуха. Такой интеркулер, приведет к задержке турбины(турбо-лаг, турбо яма). Если нужно получить более живой отклик на газ во всем диапазоне то важно выбрать оптимальный размер кулера, а именно при выборе интеркулера необходимо учесть огромное количество факторов, которые в комплексе позволят, или не позволят достичь нужного результата. В общем случае, интеркулер будет работать хорошо, если он не чрезмерно высокий и не длинный, причем длина кулера наиболее важный факт так как для турбин с малым бустом лучше брать высокий но не слишком длинный, с редкой структурой пластин (что уменьшает степень падения давления). Чересчур плотная структура вызывает избыточное трение воздуха, и поэтому, вследствие потери давления, эффективность охлаждения снижается на 30%. Хотите моё мнение? Не покупайте интеркулер из-за его внушительного вида или популярного бренда- внутренности некоторых из них настолько плохо спроектированы и изготовлены, что ваш родной интеркулер может оказаться даже лучше! Помните, что вы покупаете то, за что платите. Не более.

6:3208



4. Bar plate VS Tube fin

6:29

Наверное самый важный раздел, сколько копий сломано и нервов потрачено в попытке выяснить что-же лучше, в чем отличия, и так начнем.

6:272

У bar-and-plate большая потеря давления, но и воздух на выходе более холодный и плотный в отличие от tube-and-fin. Выбор типа интеркулера должен основываться на ваших требованиях к бусту и спецификациях турбины. Если у вас небольшая турбинка с малым бустом, лучше поставить tube-and-fin, а если большая с высоким бустом, то bar-and-plate.
Отмечу так-же что bar-plate тяжелее tube fin, но и при этом намного устойчивее к повреждениям, пробить tube fin кулер камнем с дороги проще простого, поэтому при установке кулера tube fin важно подумать о его защите установив сетку.

6:1241

Из бюджетных вариантов самым ярким представителем Bar-plate является cx racing (китаец но сделанный под брендом США), из tube fin конечно же китайско-тайваньский APEXI, кстати кулеры весьма не плохи.

6:1581

В сущности вот и весь ответ, для наших моторов серийного производства с серийными турбинами(0.6-1.3 бара) лучше брать tube fin, конечно если у Вас давление на пике 1.5-2 бара то лучше взять bar-plate, для внедорожников и машин катающих по сельским дорогам тоже лучше взять bar-plate так как tube fin очень нежный кулер.

6:2123



7:504

bar plate

7:517

8:1022

tube fin

8:1034

9:1539

слева bar plate справа tube fin

9:1585

5. Итог

9:1602

В заключении этой статьи хотелось бы сказать, что смена кулера важный мод, позволяющий повышать давление турбины при чип тюнинге, стоит так-же отметить что кулер который забит работать будет плохо, не забывайте их мыть как внешне так и внутри, при замене кулера на стоке так-же можно отметить улучшения в динамике особенно летом, выбирать дорогой бренд или Китай решать вам, первом случае вы получаете как правило качественный продукт подогнанный под ваш авто, ну и бренд, во втором случае вы получаете ядро которое надо допиливать, то есть, думать как и куда поставить, но значительно дешевле, причем структура кулеров, скорее всего, отличатся не будет что за 5000 тысяч Китай что за 30000 Китай но сделанный под брендом страны ЕС или США, отличие лишь в том что за 30000 Вы получаете болт-он(снял-поставил) кулер.

9:3072



https://www.drive2.ru/l/4912943/

9:35
1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Рейтинг 0.00 [0 Голоса (ов)]
24542

Метки: интеркулер

Оставьте свой комментарий

Оставить комментарий от имени гостя

0
Your comments are subjected to administrator's moderation.
правилами и условиями.
  • Комментарии не найдены