Раздаточная коробка НИВА
Содержание статьи:
- Что такое раздаточная коробка и для чего она нужна
- Установка антивибрационных ручек и кулисы РК в НИВУ
- Изготовление «тихих» рычагов раздаточной коробки для НИВЫ
- Изготовление антивибрационных ручек раздаточной коробки НИВЫ
Что такое раздаточная коробка и для чего она нужна
Раздаточной коробкой передач (далее РК) называется дополнительная коробка передач, основным назначением которой является распределение крутящего момента между ведущими мостами автомобиля. РК устанавливается после коробки передач и либо объединена с ней в один узел, либо может быть выполнена в виде отдельного узла, соединяемого с КПП валом.
По способу распределения мощности между мостами РК различаются:
а) с дифференциальным межосевым приводом без возможности принудительного отключения одного из ведущих мостов (постоянный полный привод через дифференциал);
б) с дифференциальным межосевым приводом и возможностью принудительного отключения переднего ведущего моста;
в) с блокированным межосевым приводом (в межосевом приводе дифференциал отсутствует), второй ведущий мост (ось) подключается вручную, либо автоматически при пробуксовывании колес ведущего моста.
При РК с блокированным межосевым приводом второй ведущий мост нельзя подключать в условиях, когда сила сцепления колес с опорной поверхностью высокая, а силы сопротивления движению небольшие, например при движении по асфальту и грунтовым дорогам. Обусловлено это следующим обстоятельством.
Иногда автомобиль меняет плоскость или направление движения и его колеса должны за одну единицу времени проходить неравные пути, например, при наезде одного из колес оси на неровность или попадании в выбоину, в то время как другое колесо идет по ровной поверхности. Это ведет к неодинаковым окружным скоростям на радиусах качения колес. Вследствие неравенства окружных скоростей колеса отдельных осей должны были бы проходить неравные (средние) расстояния, но так как они все же проходят равные, поскольку выходные валы РК связаны между собой и вращаются с равной угловой скоростью, то компенсация неравенства проходимых путей происходит за счет проскальзывания или пробуксовки отдельных колес или деформации резины и закручивания валов силового привода.
Особенно явно данное кинематическое рассогласование между окружной скоростью отдельных колес и проходимой ими длиной пути проявляется при движении автомобиля по кривой, т.е. на повороте. В этом режиме передние колеса проходят больший суммарный путь, чем задние, значит выходной вал РК, связанный с корпусом переднего дифференциала должен вращаться с большей угловой скоростью, чем вал, связанный с задними. Но поскольку связь между выходными валами РК жесткая, крутящий момент, распределяемый к передней оси на повороте может уменьшиться до нуля и ниже и стать тормозным. Таким образом автомобиль будет проходить поворот при наличии тяговой силы только задних колес, а передние колеса будут работать в тормозном режиме. Обычно на повороте малого радиуса заднее внутреннее (по отношению к центру поворота) колесо будет пробуксовывать, компенсируя таким образом кинематическое рассогласование. В это время в силовом приводе возникнет циркуляция паразитной мощности, излишне нагружающая привод и вызывающая его повышенный износ.
К заднему ведущему мосту будет подводиться большая мощность двигателя, чем это необходимо для преодоления силы сопротивления качению задних колес. В результате избыток мощности от заднего моста через РК будет подводиться к колесам переднего моста, а от них он через РК снова вернется к дифференциалу заднего моста. В итоге через силовой привод к ведущим мостам может передаваться мощность значительно больше, чем требуется для преодоления сил сопротивления движению автомобиля.
На рис 9 показаны графики изменения окружных сил на колесах ав-ля ГАЗ-67Б с блокированным межосевым приводом во время движения по асфальту при скорости 7-8 км/ч. На участке «а-б» ав-ль движется прямолинейно. На участке «б-в» шофер начинает поворачивать рулевое колесо на максимальный угол. В дальнейшем движение ав-ля совершалось с постоянным углом поворота колес. Из графика видно, что при повороте колеса передней оси работают в тормозном режиме, причем тормозная сила достигает 320 кг и для движения машины задним колесам нужно развить окружную силу > 320 кг. Причем вес ГАЗ-67Б составлял 1320 кг, следовательно, для его движения в данных условиях с отключенным передним мостом колесам задней оси достаточно было бы развить окружную силу около 40 кг.
Во время движения на деформируемых грунтах циркуляция паразитной мощности обычно не возникнет, поскольку: 1) велика по значению суммарная составляющая сил сопротивления движению; 2) сила сцепления колес с опорной поверхностью не очень большая по величине. Но при прохождении поворота малого радиуса величина крутящего момента (далее Мк), распределяемого к переднему мосту, может также снизится и упасть до нуля. В этом случае компенсация неравенства проходимых колесами путей будет достигнута за счет проскальзывания одного из них, у которого сила сцепления наименьшая.
Вышесказанное также относится к режиму движения с заблокированным межосевым дифференциалом.
Установка антивибрационных ручек и кулисы РК в НИВУ
Сегодня, наверное, каждый Нивавод слышал и знает о чудесном "ноу-хау" — Антивибрационные ручки раздатки от niva-komfort.ru
Новые тюнинговые рычаги раздатки собраны по типу рычага КПП. Это уже не просто металлические прутки, а рычаги с «начинкой», содержащие антирезонансные втулки, которые и поглощают вибрацию и шум — так пишу про них на сайте.
Нашел в интернете упоминания о ШНивском сцеплении, искал тогда информацию по этой теме.
шток который необходимо заменить
этот уже не подходит
На СТО стал уговаривать мастера прикрутить это к машине — он отказывался напрочь. КПП он не ремонтирует, а РК — тем более!, но я его уговорил. Пока снимали/ставили КПП, в "куче" прикрутили и этот девайс — ничего сложного. Больше удивило то, как я раньше мог переключать РК, когда сняли старые рычаги — они вообще на своих осях практически не двигались!
Новый рычаг вышел в салон немного не на том месте, прицелились и пришлось снова снимать РК (к КПП её еще не прикручивали и карданы не вешали) для выгибания рычага "по месту" — попали с первого раза! (спасибо мастеру, у него "глаз-алмаз") и собрали все на место.
Побежал в магазин и купил там резиновый чехол рычага КПП (родная деталюшка) — он очень хорошо сел на основание новой ручки РК, а низ чехла "пригвоздил" накладкой тоннеля, вправив его в одно из отверстий для старых рычагов. А вторую дырку "временно" заткнул куском параллона.
Самое интересное — антивибрационные ручки! Когда ставил кулису — вообще не задумывался об этом. Мне казалось, что все стандартно и ничего такого нет в том, что я поставлю комплект втулок от КПП и обрезанный рычаг КПП на РК — всё так и сделал.
В итоге я "убил нескольких зайцев" в сразу:
— один рычаг на РК с сохранением её работоспособности;
— плавное мягенькое переключение как в ШНиве;
— ручку рычага РК от ШНивы (вместо "клоунских" шариков);
— "антивибрационную" ручку, причем одну вместо двух.
Спустя два года, я узнал о фирменных чудо-ручках и был счастлив, что мне оно обошлось в 20 у.е., вместо 65 у.е. за желтое "изобретение".
Изготовление «тихих» рычагов раздаточной коробки для НИВЫ
Впечатления от установки самые положительные - советую всем! Сделать самому, при наличии сварки не составит труда, а результат превосходит всё.
Ну а теперь подробнее:
1) Хотите тихие рычаги, можно сделать так:
Но мы пойдём другим путём, путём переделки рычага по принципу КПП или РК Нивы-шевроле. Всем известно, что есть уже готовые, жёлтые рычаги:
Цена вопроса без доставки 2000р, что совсем не бюджетно. Поэтому начитавшись статей на D2 и NivaFAQ решил сделать сам:
Едем в магазин искать рем. комплект кулисы КПП от Волги или Газели. Везде предлагают вот такие коробочки:
Много ненужного в комплекте
Цена 380-420р за штуку, с тем учётом что нужно два, да ещё и сами трубки, которые сверху одеваются на кулису. В итоге получается чуть больше 1000р, что тоже меня не устроило и решил ехать на рынок.
На рынке всё проще и выбор больше, можно отдельно купить только кулису и отдельно только трубку без шарика(ручки) и нижней резинки (пыльника).
В итоге получаем:
Ну а дальше режим и варим. Всё точно подгонял под размер, везде соблюдал заводские изгибы.
Покажу пример на рычаге блокировке, имеет небольшой изгиб влево.
Перед сваркой:
Получаем:
Далее отрезаем верхушку стандартного рычага РК и подгоняем по длине и изгибу трубку, привариваем верхушку:
Готовый рычаг
Можно использовать трубки рычагов РК от нивы шевроле, но они реже встречаются и дороже.
Затраты:
— 2х Кулиса КПП газель\волга 200р
— 2х Трубка рычага КПП классика 160р
— 2х Рем. комплект кулисы КПП ВАЗ 2101-07 40р
Итого: 400р
Время и деньги потрачены не зря, очень полезная доработка на ниве:
— Решает 90% воя от раздатки
— На рычаги больше не передаётся вибрация
— Мягкое включение, очень напоминает КПП
Изготовление антивибрационных ручек раздаточной коробки НИВЫ
После полной шумоизоляции заметил, что от рычагов РК идёт много шума. В интернете встречал "тюнингованые" ручки, собранные по типу кулисы КПП, но цена не устраивала (2т.р)! Можно сделать самому такие ручки.
Нам понадобится:
1. Рычаг КПП 5-и ступ. Газель ниж.часть (чертик) (3302-1702140) 2шт.
2. Рычаг переключения передач ВАЗ
(можно использовать рычаг РК Шнива, но я не нашел, нигде его нет)
я использовал 1 рычаг от газели(он самый дешевый), а второй рычаг кулису от КПП ваз, валялась в гараже.
3. Р/к кулисы ВАЗ-2101, Волга, Газель 2шт
Я делал всё на снятой раздатке, т.к перебирал коробку и менял сцепление
1. Отрезаем лишнюю часть от рычага переключения передач
отрезаем на сантиметр выше от конца сужения
2. Отрезаем родной рычаг РК в месте начала изгиба, чтобы сохранить наклон ручки
3. Привариваем отрезанные части
4. Разрезаем рычаг КПП ниже на 1 см от утолщения
5. отрезаем рычаг на раздатке оставив 2 см и привариваем к нему разрезанный рычаг КПП
6. Вставляем рем.комплект в получившуюся ручку и одеваем на раздатку.
Аналогично делаем со второй ручкой и получаем
Также, при снятых агрегатах промазал тоннель мастикой антишумовой "Барьер".
Отмыл и обезжирил сначала
Вот что получилось:
http://www.4wd.ru/forum/index.php?showtopic=16617, https://www.drive2.ru/l/393589/, https://www.drive2.ru/l/4812485/, https://www.drive2.ru/l/2534985/
69089
|
Твитнуть |
Метки: раздаточная коробка, рычаг кпп, антивибрационные ручки
Комментарии
- Комментарии не найдены
Оставьте свой комментарий
Войдите под своим именем, чтобы оставить комментарий
Оставить комментарий от имени гостя