Переход с ДМРВ на ДАД+ДТВ в ВАЗ 2113, 2114, 2115
Сейчас поговорим о переходе с системы ДМРВ на систему ДАД+ДТВ. Расскажу в двух словах, зачем это нужно, какие от этого плюсы и как это делается. Моя брюнетка на красных туфельках уже заценила эти два датчика и сказала мне, что ей они по душе, настроение у неё поднялось и она на последних гонках меня очень сильно порадовала! Правда скушала немного масла, ну что теперь, она спортсменка, а спортсменов надо кормить!
На всех серийных инжекторных машинах ВАЗ стоит датчик массового расхода воздуха — ДМРВ. Это самый дорогой датчик во всей системе. В данный момент (15.07.2015) этот датчик стоит около 3000р. Это довольно дорого, не всем по карману его купить. Основная задача этого датчика подсчитать расход воздуха, потребляемый мотором. По количеству потребляемого воздуха ЭБУ рассчитывает количество подаваемого топлива. Если датчик показывает большой расход воздуха, то соответственно и расход топлива станет больше. Если датчик начинает "врать", завышать показания расхода воздуха, то и моментально увеличивается расход топлива. Получается, что машина "не едет" и начинает "жрать". Сейчас покажу вам график "Тарировка ДМРВ", взятый из прошивки.
Тарировка ДМРВ. График зависимости расхода воздуха от напряжения. Если вдруг датчик начинает показывать большее напряжение, чем положено (до 1.02в ДМРВ должен показывать, новый датчик показывает 0.999в), то ЭБУ видит повышенный расход воздуха и начинает увеличивать время впрыска, тем самым увеличивая расход топлива. Бензин уходит просто в трубу, чернеют свечи, и машина не едет. Что уж говорить про бедных зверушек, которые начинают этим дышать.
Минусы датчика ДМРВ:
1. Высокая цена.
2. Высокая тормознутость датчика — он медленно считает воздух, поэтому машина тупит.
3. Не подходит для турбо моторов.
4. Неровный ХХ на распредвалах со злой фазой.
Плюсы ДМРВ:
1. Всё-таки он считает воздух, можно передвигаться по городу, машина на ходу.
А теперь выскажу своё мнение по поводу связки датчиков ДАД (датчик абсолютного давления) + ДТВ (датчик температуры воздуха). По названиям этих датчиков не сложно догадаться, каким образом идёт подсчёт воздуха, поступившего в мотор — по давлению и температуре. По этим двум данным можно легко определить количество воздуха. ДАД работает быстро, меряет давление моментально, ДТВ меряет температуру тоже быстро. Точность подсчётов зависит от правильно настроенных тарировок этих двух датчиков в прошивке.
Плюсы ДАД+ДТВ:
1. Ровный ХХ на распредвалах со злой фазой (от 290гр и выше).
2. Стоимость в три раза дешевле, чем ДМРВ.
3. Моментальная отзывчивость от педали газа, никакого затупа.
4. Мотор работает эластичнее, очень быстрый расчёт воздуха, как следствие мотор быстрее раскручивается и выдает больше мощности.
5. На ХХ мотор работает намного тише, чем на ДМРВ (ИМХО).
6. Подходит для турбо моторов.
Минусы ДАД+ДТВ:
1. На заводской прошивке нельзя прикрутить ДАД+ДТВ, требуется спортивная прошивка.
2. Нужны прямые руки и светлая голова для его установки.
3. Нужно разбираться в прошивке, или найти толкового настройщика.
Итак, девчонки (пишем мне, помогу с прошивкой) и мальчишки, давайте переходить на ДАД+ДТВ. Я купил ДАД от Волги — 45.3829 (он атмосферный, для турбо мотора он не подойдёт) и ДТОЖ (датчик температуры охлаждающей жидкости) использовал как ДТВ.
Вот он малыш, маленький да удаленький Дадик.
А вот такой ДТОЖ будет работать датчиком ДТВ.
Далее я отрезал фишку ДМРВ, оголил провода и в соответствии с приведённой ниже схемой соединил 5 проводов, идущих на ДАД, ДТВ. Провода на фишке ДМРВ пронумерованы, что очень облегчило задачу. Номера на ДАД тоже пронумерованы. А у ДТВ 1й контакт это левый, а 2й это правый, если смотреть на контакты датчика! Будьте внимательны, делайте всё аккуратно.
Я подключил ДАД+ДТВ по такой схеме:
1й контакт ДАД (+5в) идёт на 4й контакт ДМРВ
2й контакт ДАД (масса) идёт на 3й контакт ДМРВ
3й контакт ДАД (сигнал) идёт на 5й контакт ДМРВ
1й контакт ДТВ идёт на 3й контакт ДМРВ
2й контакт ДТВ идёт на 1й контакт ДМРВ
2й контакт ДМРВ не используется!
Всё соединили, замотали изолентой, аккуратно всё уложили в подкапотном пространстве, чтобы всякие сопли не висели. Ресивер и ДАД соединили силиконовым шлангом, от трамблёра, как показано ниже. Шланг делаем как можно короче. ДТВ куда-нибудь прикрутили, поближе к воздушному фильтру или вообще во впуск, дело ваше, главное нам измерить температуру воздуха на впуске. Сам термоэлемент ДТОЖ лучше всего оголить, чтобы он быстрее реагировал на изменение температуры. Аккуратно спиливаем нижнюю его часть, не повредив сам термоэлемент.
Установка ДАД на место.
Моя прошивка у него работает отменно, без всякой откатки (но я всегда советую откатать прошивку индивидуально под мотор). Его Калина 8кл выигрывает многих на ночных гонках, стреляя огнём из трубы на старте.
А вот так красиво можно доработать ДТОЖ, сделать из него полноценный ДТВ
Ну всё, приступаем к самому сложному, настройке мотора. Для начала открываем прошивку (я буду показывать вам на своём примере, беру прошивку j7esa для 7го января), идём во флаги комплектации и ставим галочку — работать без ДМРВ (ДАД или по дросселю). Идём в раздел датчик и механизмы и задаём наклон и смещение для ДАД. Как рассчитывать наклон и смещение можно поискать тут: www.ecusystems.ru/forum/viewtopic.php?f=14&t=87, но я использовал уже готовые данные, смотрим скриншоты. Тарировку ДТВ взял из тарировки ДТОЖ, измерил температуру по факту (засунул ДТВ в свою подмышку и померял свою температуру, оказалось 27гр тепла температура моего тела), и поднял на 9гр весь график.
Наклон характеристики ДАД.
Смещение ДАД.
Минимальное давление, которое он видит.
Диапазон квантования задаёт максимальное давление, которое он видит. Минимальное + диапазон = максимальное давление в КПА. Атмосферное давление = 1 бар = 101.5 КПА.
Задаём цилиндровый объём двигателя. Не знаю для чего это нужно. 1600/4 = 400. Это для моего двигуна.
Далее готовим прошивку для откатки (катать будем как обычно, по логам, на ДАД+ДТВ+ДК (датчик кислорода)). Только делаем одно изменение, в отличии от откатки по ДМРВ. ПЦН по дросселю делаем как показано ниже:
Для каждого положения дросселя, делаем такую ПЦН для первой откатки. На ДМРВ эту калибровку мы делали в 1цу, тут же в связи с особенностями работы ДАД, чтобы хоть как-то начать откатывать машину, надо чтобы она работала для начала. С 1цей во всей таблице она не работает (сильно большой расход воздуха показывает, до 50кг/ч вместо 15ти), а вот с таким начальным графиком работает только так и можно смело ехать откатывать прошивку
Далее я решил откатать свою машину в программе FunTune на прошивке j7esa 0.4.3, ради разнообразия. Программа отличная, удобная, может разворачиваться на весь экран, что очень радует.
После 1й откатки коэффициент коррекции стал вот таким. Надо еще катать. Он далеко от 1цы.
Катнул прошивку второй раз, стало уже лучше. Но нужно еще разик катнуть.
Катнул я третий раз, и всё, в некоторых точках даже ровно 1ца! А это означает, что смесь 14.7 откатана. Можно откатку БЦН + ПЦН завершать.
Вот такой график БЦН на 100% открытой педали газа у меня получился после откатки. Мотор получился с достаточно ровной полкой, крутится очень смело до 7000 оборотов.
И вот такая ПЦН от дросселя получилась на ДАД+ДТВ.
Несколько дней спустя, настроил на своей машине зажигание. На 100% педали газа, методом ускорений снял 9 логов. На 0гр коррекции угла сделал 3 ускорения, на +1гр коррекции угла сделал 3 ускорения и на -1гр коррекции также сделал 3 ускорения на 3й передаче. Вычислил среднее арифметическое для каждого диапазона оборотов, для каждой группы заездов. И потом нашёл минимальное время среди 3х групп, для каждого диапазона. Таким образом нашёл нужную кривую УОЗ на 100% дросселе, которая даёт максимальное ускорения автомобиля. Далее эту прошивку скормил программе Атомик УОЗ, которая на основании полученной кривой на 100% дросселе, построила кривые УОЗ на оставшихся дросселях.
Это я вам рассказал, как настраивать на ДАД+ДТВ на прошивке j7esa, где ПЦН у нас от дросселя. Но немного погодя, ко мне в мою голову пришла интересная идея. Датчик у нас ведь меряет давление! И прошивка может работать по давлению. Да и потом есть даже замечательная таблица 32x32 по давлению. По умолчанию, в прошивке уже задана разметка (квантование) по давлению для атмосферного мотора — до 101.5 кПа, квантования трогать не надо. А если хотим сделать турбу, то надо просто увеличить диапазон квантования, чтобы появилась возможность работы с избыточным давлением.
Тут прошивку для откатки готовим так… ПЦН по дросселю = 1 по всей таблице. ПЦН по давлению 16x16 или 32x32 делаем также, как и ПЦН по дросселю для откатки по ДАД. Только не забываем, во флагах комплектации указать таблицу 32x32 по давлению, если хотим перейти на расширенную таблицу. У каждого настройщика своё мнение по поводу этой таблицы. Кто-то говорит, что 16x16 таблицы хватает для настройки, что смесь якобы не уплывает и нет разницы с 32x32 таблицей, но мое мнение простое — чем больше точек, тем точнее смесь, тем мощнее едет тачка. В таблице 32x32 точек больше ровно в 4 раза, это означает что и смесь, после точной откатки будет в 4 раза точнее, машина поедет куда интереснее, чем на таблице 16x16.
Так как моя программа Моторчик 3й версии уже может работать с давлением на УДК, то я решил воспользоваться этой функцией и откатать таблицу 32x32 по давлению. Логи я снимал программой R-tuner, замечательная программа, хорошо работает с давлением. Чтобы отслеживать откатанные точки, мне пришлось немного дописать свой Моторчик и добавить в него таблицу коэф. коррекции.
Расчет ПЦН 32x32 по давлению в программе Моторчик
Коэффициент коррекции. Белый шрифт — откатанные точки. Чем богаче смесь, тем точки краснее, чем беднее смесь, тем синее.
Вот такая ПЦН у меня получилась на давлении 84,8 кПа.
Ну результат проделанной работы был на предыдущих гонках, машина ехала очень достойно, смотрите предыдущий БЖ. А сам скажу, действительно 32x32 катать сложнее, но зато чувствуется эффект, мотор стал как бы более эластичный, провалов, подёргиваний стало в разы меньше. Ездить приятно и быстрее. Ну на этом пока всё, следим. Постарался как смог раскрыть эту тему.
Прошивка 60й версии, ДАД+ДТВ, откатанная по дросселю, ПЦН 16x16: yadi.sk/d/VmQXBZWsopEXp
Прошивка 63й версии, ДАД+ДТВ, откатанная по давлению, ПЦН 32x32: yadi.sk/d/3fZssNwEopEHN
https://www.drive2.ru/l/7158634/
39234
|
Твитнуть |
Метки: датчик абсолютного давления
Комментарии
- Комментарии не найдены
Оставьте свой комментарий
Войдите под своим именем, чтобы оставить комментарий
Оставить комментарий от имени гостя