Установка трехуровневого регулятора напряжения в Шевроле Ниву (ВАЗ 2123)
Еще с самого приобретения ШНГ и после установки на нее бортового компьютера Штат Спикер, я наблюдал на нем показания пониженного напряжения. Обычно оно без потребителей не превышало 13,5-13,6В, а при повышенном потреблении — обогрев зеркал, печка, фары дальний\ближний, да еще и при включении обоих вентиляторов на полную силу — так вообще крутилось около 12В, а иногда проваливалось и до 11,5-11,8В, что вызывало нервное верещание БК. Когда руки доходили, я с переменным успехом пытался бороться с этим — был заменен штатный генератор 80А на ПРАМО 100А, замерял напряжение на аккумуляторе — и тестер показывал приемлемые 14,2В, проверял состояние клемм аккумулятора — отличное, протягивал гайки массы на контроллере (оттуда берет показания мой БК, а не сам замеряет), но БК все равно показывал пониженное напряжение — и я уже стал грешить на погрешности показаний самого БК. Единого понимания проблемы и ее решения на тот момент у меня не было. Но однажды я что-то делал возле аккумулятора (снимал\ставил его, что-то там в том районе моторного отсека колхозил) и после этого, через несколько дней, рецидивы недостаточного напряжения довольно существенно усилились — вплоть до того, что в частых пробках БК при включении вентиляторов стал так часто верещать о пониженном напряжении, что уровень травматизма моей нервной системы был очень быстро и критически превышен. Я решил неотложно заняться кардинальным решением проблемы (тем более в свете предстоящей установки лебедки).
Первым решением была замена генератора ПРАМО 100А на ПРАМО 120А, 100амперник отправился в ЗиП. Были мысли поставить 135амперного китайца, но его надежный ресурс вызывал вопросы, как и ремонтопригодность (как понимаю, диодный мост на него найти — это редкость), в итоге остановился на отечественном ПРАМО в 120А. Некоторым минусом его является, на мой взгляд, необходимость при замене диодного моста отпаивать его контакты (благо в машине есть инвертер на 800Вт и паяльник), но гаечное соединение тут более удобно при ремонте в полевых условиях. В общем, сразу в дорожный ЗиП купил и диодный мост на него.
генератор ПРАМО 120А
Вторым решением была установка на новенький генератор модной штуки — трехуровневого регулятора напряжения. Он имеет три уровня регулировки напряжения — высокий, средний и низкий. При повышенном потреблении (зимой или при активном использовании лебедки, например) выставляется высокий уровень, при ежедневной гражданской езде выставляется средний уровень напряжения, а в жарких летних условиях предполагается установка низкого уровня. При установке лебедки меня более интересовал как раз-таки верхний уровень напряжения. Купил сразу два — один на установку, один в ЗиП.
Установка
Имеем заднюю крышку генератора:
задняя так сказать часть генератора
Снимаем ее и получаем вот такую обнаженку — диодный мост и штатный регулятор напряжения (РН) в ответственном винтовом сочленении:
обнаженка
Выводим штатный РН из сочленения путем принудительного откручивания двух гаек и винта, невозбранно изымаем его:
на этой картинке исчез штатный регулятор напряжения
Внедряем на его место новый модный РН путем прикручивания ранее открученных двух гаек и одного винта (для отдельных любителей надежных соединений гайки и винт можно посадить на фиксатор резьбы):
модный трехуровневый регулятор напряжения
В крышке генератора делаем отверстие и без страха вставляем туда проводок, предварительно усаженный в гофру:
дырочка в крышечечке
Внедряем генератор на штатное место и подключаем оставшиеся провода:
целевая модель
Для надежности решил вскрыть блок управления РН и промазать там герметиком для отсутствия там влаги в течении срока эксплуатации. как оказалось производитель позаботился об этом за меня — внутрянка надежно залита лаком:
внутренности блока управления
тулим блок управления на ближайшую шпильку:
блок управления на штатной ближайшей шпильке
ставим на место ему соседом воздушный фильтр:
соседи
Как видим, доступ к поставить\снять\переключить имеется свободный:
доступ к ремонту\упралению
Занимаясь установкой генератора и устанавливая на шпильку блок управления, я решил посмотреть, как там все организовано с точки зрения плюсов и минусов, и массы. Решил проследить массу с генератора — она идет соответственно на двигатель. Думаю — как же она с двигателя попадает на аккумулятор — да по проводку рядом со штатным креплением модуля зажигания. И тут мне пришла светлая мысль — а как же собственно тогда минус с генератора и аккумулятора попадает на кузов и до других потребителей (в т.ч. и до массы на болт контроллера который измеряет напряжение в бортовой сети и показания которого отображает БК. Напомню, они-то у меня и заниженные)? Слежу по минусовой клемме и, оказывается, масса с аккумулятора на кузов приходит по довольно тонкому проводку на шпильку на боковине рядом с аккумулятором. Трогаю соединение пальцем — соединение совсем разболтано, не затянуто и покрыто коррозией!
масса на кузов с аккумулятора приходит на эту тайную шпильку
В качестве четвертого решения — зачищаю, обтягиваю, ставлю вторую гайку для надежности. проводок жиденький, хорошо бы было заменить его на более толстый, но решаю проблему по-другому — прокидываю как у меня было на моей 21й ниве дополнительный провод массы косичкой с двигателя непосредственно на кузов:
найди косичку на картинке
Пятым решением была установка нового аккумулятора 75Ач (в свете использования лебедки, да и свой старый отдал оперативно отцу, взамен его внезапно кончившегося). итого по напруге на аккумуляторе в результате манипуляций:
среднее положение:
средний уровень
нижний уровень:
нижний уровень
повышенный уровень:
повышенный уровень
Показания на БК соответствуют показаниям на аккумуляторе за минусом 0,1-0,2В (картинки не сделал — на радостях было не до того). новым модным РН пришлось пару раз воспользоваться:
— когда за ночь высадили аккумулятор забытым не выключенным автохолодильником, с утречка пришлось заводиться модной штукой для оперативной заводки и потом поставить повышенное напряжение, чтобы быстрее зарядить аккумулятор (а вдруг за поворотом придется пользоваться лебедкой или на крутом подъеме заводиться?!)
— когда после пересечения брода генератор отказывался некоторое время корректно работать и выдавал напряжение 11,5-12В, поставил повышенное напряжение, чтобы снова не травмировать себя верещанием БК и через минут 10-15 как генератор просох напряжение плавно пришло в норму.
https://www.drive2.ru/l/5448384/
29341
|
Твитнуть |
Метки: трехуровневый регулятор напряжения
Комментарии
- Комментарии не найдены
Оставьте свой комментарий
Войдите под своим именем, чтобы оставить комментарий
Оставить комментарий от имени гостя