ГБЦ ВАЗ 2106, 2101, 2102, 2107, 2105 классика
Содержание статьи:
1. Доработка ГБЦ ВАЗ 2101
Рассказ в основном будет про то, как дорабатывал ГБЦ:
расточенная ГБЦ 33х29
После разборки блока пришло время разбирать ГБЦ. Для этого мне был необходим инструмент: рассухариватель и выбивалка для направляющих клапанов. Это всё было куплено. Выбивалка универсальная, для ремонта двигателя.
Сохранить в Альбомоправка универсальная
Цены:
1. Рассухариватель — 120 рублей
2. Набор оправок — 200 рублей
3. Ключ для притирки клапанов – 70 рублей
Итак, разобрал ГБЦ:
ГБЦ разобрана
Все разбирал без книжки, скажем так по интуиции. Люблю очень всё додумывать сам, как и что разбирается и делается. к тому же при полном понимании работы системы. Из особенностей при разборке скажу одно: некоторые клапана не хотят рассухариваться. Это не повод расстраиваться. Берёте свечной ключ, ставите на тарелку клапана и бьёте молотком или кувалдой. Затем, снова берёте рассухариватель и всё идеально рассухаривается. При знании этого метода вы рассухарите клапаны за 5 минут.
Направляющие выбиваются просто, с этим труностей не будет никаких. Правило такое: выбивать на холодной ГБЦ, забивать на горячей. Тогда всё будет как надо.
Разложил все запчасти по полочкам аккуратно, чтобы под ногами не валялось и всё было правильно и чётко. надо было так с самого начала разбора движки делать…всё приходит с опытом.
Затем пришло время распила впускного коллектора и ГБЦ. После тренировки расточки каналов на пробном коллекторе понял свою ошибку – увожу канал не туда. Это не очень хорошо. Думаю, что не у меня одного эта ошибка была. Вот в чём она заключается:
криво расточенный коллектор
Слева ровный неуведенный канал, справа кривой и уведённый) разница я думаю заметна всем. Каков же способ ровной расточки канала?
Нашел как избежать такого увода канала, чтобы всё было ровно и каналы были круглые.
Этот способ просто банальное рисование. Каналы коллектора по своей природе ровные и круглые (в отличии от каналов ГБЦ). Поэтому отмеряете сколько вам нужно с каждой стороны миллиметров и рисуете - вот так:
как не увести каналы и быть умничкой
И канал вы теперь точно не уведете. Будете знать в каком направлении двигаться. Очень удобный метод. Всем советую. Семь раз отмерь, один раз отрежь.
Точу каналы наждачкой, да это муторно, согласен, но всё же надежно. Впилиться в канал охлаждения шансы малы. Поэтому работается намного спокойнее. Инструмент, как и все используют: дрель -> шланг, надетый чуть-чуть и затянутый хомутом -> ткань (ветошь) -> шкурка намотанная внахлёст. Минус этого инструмента — часто рвутся шланги.
После долгого пиления каналов, отмывания и наружного шкурения коллектора вышло вот так:
расточенный коллектор
Ура. Коллектор расточен. Каналы 32-33 мм в диаметре. То есть выпускной клапан проваливается и болтается в канале.
Точить коллектор очень муторно. Проблема заключается в постоянно рвущихся шлангах…поэтому запаситесь терпением.
После того как коллектор расточил, решил поехать закупиться некоторыми ништяками:
все для ГБЦ и не только
по блоку
Итак, вот полный список и цены на все детали:
1. Развёртка для направляющей клапана – 200 рублей
2. Шпильковёрт — 100 рублей
3. Сцепление VALEO – 2700 рублей
4. Вкладыши коренные и шатунные ЗМЗ – 185 и 149 рублей
5. Комплект прокладок двигателя – 495 рублей
6. Кольца SM – 715 рублей
7. Масляный фильтр SCT – 121 рубль
8. Успокоитель — -54 рубля
9. Башмак натяжителя – 45 рублей
10. Пальцы – 160 рублей. Но взял не те. Мне нужны от 2108…
11. Клапана AMP (Польша) – 900 рублей
12. Направляющие АвтоВАЗ 2101 – 270 рублей
13. Рокера АвтоВАЗ – 850 рублей
14. Постель распределительный валвала АвтоВАЗ – 400 рублей
15. Оправка для колец – 250 рублей
16. Зенковки – 900 рублей
17. Кольца стопорные, болт кпп, гайка храповика – 200 рублей
Вроде, ничего не упустил.
Теперь пришло время распила ГБЦ.
1. Всё начинается с совмещения каналов с коллектором. Для этого нам понадобится металлическая трубка. Лично я купил в сантехническом магазине медный соединитель двух проводков походу, Он идеально подошел для моего дела.
Берём его. Стачиваем до нужного радиуса чтобы потом вставить в каналы охлаждения коллектор — ГБЦ, тем самым получив недвижимое их соединение друг с другом, так сказать без люфта. Совмещение очень важно в распиле ГБЦ, этим нельзя пренебрегать. Иначе вся ваша работа будет выполнена насмарку при неправильном совмещении…итак, получили вот такую деталь
будущий штифт
2. После подгона, обрезания и тд получаются вот такие штифты в каналах охлаждения. Важно сделать так чтобы он стояли плотно, не выпадали и не шатались.
штифты
3. С подгоном закончил. Коллектор ровно и не шатаясь стоит на ГБЦ. Цель достигнута. Теперь берем обычный пластилин и обклеиваем им канал вот таким образом
зеленый пластилин на канале
4. Затем посыпаем его любой металлической крошкой (нужно для того чтобы пластилин не прилипал к коллектору который будет в дальнейшем прислоняться)
зеленый пластилин обсыпанный золотой крошкой
5. Прислоняем коллектор и на пластилине видим отпечатки каналов:
отпечатки каналов коллектора видны на пластилине
6. Отрезаем продавленный пластилин канцелярским ножиком, тем самым делая царапины и просто убирая лишнее, кладём новый пластилин между тем, который был положен ранее…и повторяем всё те же операции
7. В конце концов вырисовывается вот такое очертание, как надо пилить канал, чтобы всё ровненько совместилось. Скажете криво вырисовалось? Ан нет. Сам сначала подумал, что я накосячил. Потом после прочтения в интернете кучи тем по этому вопросу, увидел, что так совмещается абсолютно у всех.
как надо пилить
После проверки клапаном, оказалось, получилось всё просто идеально. Клапан скользит по каналам ничего не задевая, как будто это один единый канал. Совмещением я очень и очень доволен. Не ожидал такого блестящего результата.
Вот, пожалуй, всё, что я хотел рассказать про совмещение, а то многие вопросы задают, буду надеяться, что такое объяснение пригодится.
Что скажу по самому распилу каналов ГБЦ?
1. Пилятся намного быстрее и лучше, чем каналы коллектора. Из-за отсутствия гибких шлангов. Гибкий шланг при распиле ГБЦ мне не понадобился.
2. Для распила желательно купить комплект любых шарошек, лишь бы подлезть. Понадобится при грубом убирании наплыва под направляющую в выпускном канале и для убирания резких перегибов в каналах, в общем.
После совмещения пилим каналы.
Впуск распилился очень быстро и очень просто по сравнению с коллектором. Я очень обрадовался. Расточил.
И думал, что так же легко расточу выпуск, ну чуть тяжелее из-за большего наплыва.
Ошибался.
Выпуск по сравнению со впуском пилится намного тяжелее, как раз из-за этого дурацкого, не понятного наплыва сделанного заводом…
В общем, я делал так
1. сначала шарошкой срубал направляйку по максимуму со стороны камеры сгорания
шарошим
2. Как только появилось место, чтобы подлезть шкуркой - точим…
срубаем её…
3. Срезали. Получаем канал, который уже в два раза больше стокового, хотя, срублен только наплыв.
наплыва нет
4. Затем, все подравниваем шарошкой и выводим наждачкой на гибком шланге и получаем такую красоту
каналы
Общий результат вы видели на первой фотографии.
33х29
ГБЦ получилась 33х29
2. Расточка ГБЦ ВАЗ 2105
Решил я поставить инжектор. Надоел мне этот "Озон", да и вообще попробовать немного раздушить мотор. Просто так ставить не интересно и решил расточить головку и коллектора.
У меня было:
-какие то две супер шарошки которые грызли и чугун и алюминий одинаково хорошо
-шарошка для раззенковки выпускного седла ваз 2101,30 градусная которая (острая, поднимает прихлоп) с наружным диаметром по краям фрез 35мм.
-дрель и сверло по бетону так как удобно наматывать тряпку (не рвёт и не проворачивает)
-мерные клапана, обточенные до нужного размера
К сожалению нету фоток инжекторного коллектора в не расточенном состоянии. Изначально было:
-каналы в ресивере 36мм
-коллектор был с конусом (типа воздух там должен ускоряться) и с 36мм выходил на 28мм (около головки).
-в ГБЦ вообще не понятные каналы ну в среднем около 28мм. А там, где стоит направляющая клапана вообще мало получается.
Начал точить с коллектора, я думаю не стоит рассказывать, как наматывать тряпку на сверло, а на тряпку шкурку. Брал я кстати, самую злую и на тряпичной основе.
Проблема появилась в 1 и 4 трубе, там образовались дыры которые потом заварились.
Проверить насколько герметично заварено поможет 646 растворитель (удобней чем керосин так как быстро высыхает) и мел (лучше цветной). Далее натираем мелом место где приварена заплатка, а внутрь коллектора наливаем не много растворителя, бултыхем и там, где дырки мел начинает намокать и темнеть. Такой способ позволяет найти даже очень маленькие дырки.
Растачивая коллектор, растачиваются и места посадки форсунок.
На этой фотке это не так страшно, но некоторые расточились так что форсунка уже не вставала герметично. Я взял сварочный электрод 2мм согнул кольцом и подложил под упор форсунки.
Проверил на герметичность мелом и растворителем, всё держит.
Теперь нужно состыковать ресивер и коллектор. Там всё не так плохо, можно было и ничего не делать, но родная прокладка была больше чем каналы
Вырезал новую
А так как прокладка новая получилась тоньше, то и вторую нужно делать тоньше.
Коллектор готов.
Теперь его нужно без ступенек состыковать с ГБЦ. Берем ГБЦ, одеваем прокладку и оба коллектора. Чтобы все максимально точно сошлось при сборке я сместил прокладку максимально вниз (к блоку) на сколько позволили дырки под шпильки в прокладке. Слегка поджал гайками коллектора и обвёл очертания обоих коллекторов. Теперь всё разбираем, прикладываем прокладку к впускному коллектору, выравниваем по очертаниям которые в сборе с ГБЦ делали и поджимаем гаечками. Точил прокладку по форме каналов 1фрезой. Теперь прикладываем прокладку к ГБЦ так же как и когда мерили с коллекторами, т. е. смещая вниз на сколько возможно. Притягиваем гаечками и обводим все 8 каналов. Так как головка карбюраторная то появляется небольшая проблема
Одна головка не выдержала, или я ошибся много взял, или головка попалась тонкая
За то теперь можно было на ней все попробовать и посмотреть толщину стенок
Заход в головку я делал 1 фрезой во всех каналах.
Теперь берем фрезу 3 и проходим 4 впускных седла и немного алюминия в канале снял.
После этого можно выбивать направляющие (все 8) клапана и точить шкуркой.
Выпускные сёдла я расточил шкуркой и тряпкой до 29 используя мерный клапан
Общий вид
Направляющие клапана были подрезаны, забиты и шарошкой сточены в вровень с каналом
Теперь нужно стыковать Выпуск. Я грыз шарошкой №1.
В сборе выглядит
Теперь доработка тарелок клапана.
Цели преследовалось две: уменьшение веса тарелки, чтобы на оборотах клапан не завис и уменьшение натяжения пружины под распределительный валвал с другим подъёмом (пока остаётся родной вал).
Также по максимум были обточены рокера на наждаке для уменьшения веса.
Итого. Машина завелась с первого раза всё чётко. Разгон до сотни 15сек. Настройка мозгов инжектора продолжаются.
3. ГБЦ прирезка седел и притирка клапанов ВАЗ 2101
Начал собирать ГБЦ и в процессе сборки решил все подробно описать.
Направляющие втулки клапанов изначально лежали в морозилке. А головку я разогрел в духовой печи пока мамы не было дома) Это делается для того чтобы втулки было легче запрессовать. И все втулки я запрессовал специальным инструментом для запрессовки направляющих. К сожалению, фоток процесса запрессовки, я не сделал, так как не думал, что захочу все подробно описать
После того, как голова остыла, прошелся разверткой все втулки клапанов.
Вставив клапан, мы видим, что есть просвет, и надо его убрать
Для этого берем зенковки для прирезки седел клапанов
Для примера я покажу, как делается на выпускном седле. Вот так оно выглядело изначально
В начале берем фрезу 45гр.
Начинаем прирезать
После нескольких оборотов мы видим, что касание фрезы - только с одной стороны. Это означает что седло немного смещено по отношению направляющей втулки
Прирезаем до тех пор, пока касание не будет по всему периметру седла
После чего нам надо сузить рабочую фаску. Для этого берем фрезу 60гр.
И прирезаем
Потом прирезаем фрезой 30гр.
Вот что в конце получилось. Фаска 45гр. должна быть меньше 1мм. Я ее отметил красным пунктиром
Вот таким аналогичный образом прирезаются все остальные седла клапанов.
После прирезки седел надо притереть клапана. Для этого берем специальную пасту для притирки клапанов и намазываем на фаску тонким слоем
Вставляем клапан и одеваем специальный инструмент для притирки
И притираем до тех пор, пока не исчезнет скрежет и звук не станет тихим. После чего, тряпкой убираем пасту с клапана и седла. Вставляем клапан и светим лампой со стороны камеры сгорания, а сами смотрим в канал и, как видим, просвета нет.
Так же аналогично притираем остальные клапана.
4. Капремонт ГБЦ ВАЗ 2106
Итак, началось всё с того, что у меня стала часто загораться контрольная лампа недостаточного давления масла. Поглядел на щуп — он сухой… ну так, на кончике была капелька масла! Да и с прокладки ГБЦ уже до этого начало выдавливать масло, что и послужило вскрытию головы. И когда очередь дошла до откручивания болтов ГБЦ, настала злостная и упорная борьба по их выворачиванию.
Итог 1-го дня — это ровно, как раз этот день, ушел на снятие головки. Болты прикипели так, что отвернуть их было очень проблематично. Сначала свернули вязы длинному воротку, квадратный конец, просто превратился в восьмёрку и так несколько раз… Отрезали болгаркой, обтачивали ею новые края, но метал был мягкий поддавался стойким болтам.
Тут конечно еще сыграло то, что они у меня оказались нового образца М12…
12 versus 19
В итоге мы сумели сломать ключ под головку, 2 головки, они попросту лопнули и осталось 3 неподступных болта, слизанных "вхлам"!
слева кованная
Тут друг вспомнил, что знакомый на авторынке покупал спецключ, чтобы можно было справится с аналогичной проблемой.
Оказалось, что существует набор спецголовок, но этот набор оказался стоимостью в 2400р.
В итоге купили за 150р. кованную головку на 12 с надсечками внутренних граней. Приехали и тут же с помощью неё открутили 2 из 3-х слизанных болтов. Остался один, у которого стенки превратились под головку на 11. Поехали 2-й раз на рынок за аналогичной гаечной головкой на 11, но таких не оказалось в наличии. Пришлось купить на 10.
Стали пытаться приблизить болт к 10-м размерам. Тут пошли в бой и зубило с молотком и напильник, но в итоге лопнувшая третья кованная головка и в бой пошла болгарка!
Распил ГБЦ
Срезали в итоге этот болт и сняли её, ура!
блок
И когда она была снята, то оказалось, что многое должно пойти под замену, и было куплено:
— Распределительный вал 21213 с постелью
— Комплект клапанов ВАЗ
— Автонатяжитель цепи Pilot
— Рокера и солдатики
— Маслосъёмные колпачки Goetz
— Успокоитель цепи
— Комплект болтов ГБЦ на 19
А также ремкомплект прокладок движка и масло на залив
Распределительный валвал 21213
Комплект клапанов ВАЗ
Автонатяжитель цепи Pilot
Маслосъёмные
Всё из-за неё началось
На 3-й день снова занялись ремонтом. Снятую голову очистили от грязи и отложений масла. Пролили керосином камеры сгорания. В итоге оказалось, что 2, 3 и 7-й клапаны пропускают. На самих же клапанах и седлах был шлак, как и в самих каналах, всё в чёрных ужасных отложениях.
проливаем клапана керосином
Прочистили каналы, рассухарили старые и поставили новые ВАЗовские клапана. Маслосъёмные колпачки оказались в дубовом и потресканом состоянии, на замену им, пошли зелёные "гётцы".
запрессовка колпачков
Притёрли рабочие поверхности и снова пролили камеры. Получилось с первого раза, керосин остался на месте.
седла притерты
Новые рокера и солдатики установили. Они так и не успели поработать на его машине, т.к. он поставил "гидрики".
рокера
Распределительный валтоже его, 213-й, он немного побегал, но совсем новый, т.к. у него теперь 214-й. Постель подобрали под вал у его хоршего знакомого-тёзки, который уже много лет торгует хорошими запчастями.
Мои старый распределительный вал уже был с задирами, как и сама постель и сильно гремел при простукивании.
Также купили новый автонатяжитель цепи "Pilot", ну и ремкомплект всех прокладок движка, масло "Petro Canada" разливное, ушло аж 1,5л.
Ну и несколько дней проковырялись со сборкой, а потом настройка клапанов по "рейке".
настройка
И только собрали всё под вечер, выгнали машину на улицу и тут хлынула фонтаном, тосольная трубка, идущая с помпы на печку. Открутили с другого двигателя нужную нам деталь.
Установили её, поехали на заправку… Я собирался уехать домой этим вечером, но не тут-то было, 2-я подляна случиилась сразу, как только доехали до второго перекрестка и опять в виде утечки тосола. Теперь оказалось, что патрубок идущий с радиатора к помпе, потек у насоса. Виной всему сильно затянутый хомут.
Пришлось остаться у друга в гостях еще на одну ночь. На утро сбегал в магазин и купил 2л тосола, а патрубок просто срезал до того места, где он разорвался. Получилось, длины хватило чтобы надеть. Тосол никуда уже не убегал. Вытеснили из системы воздух, настроили зажигание
5. Замена прокладки ГБЦ ВАЗ 2107
Все же умудрился я перегреть движок (сам виноват дурак, пожалел 100 руб. на датчик включения вентилятора, провел кнопку — вот и результат), патрубки радиатора надувались, словно воздушные шары. Закупился прокладками: прокладка ГБЦ под поршни диаметром 76мм (У меня блок 2103), прокладки впуск/выпуск коллекторов, прокладками карбюратора (его снимать необязательно, но я снял), герметик высокотемпературный, герметик резьбовой(у меня выкрутилось много гаек вместе со шпильками), прокладка клапанной крышки, прокладка крышки цепи(тоже снимать не нужно, просто я цепь менял заодно), прокладка приемной трубы глушителя(у меня на 4 болта), прокладки штуцеров шлангов печки и шлагов радиатора и немного тосола что бы потом долить.
Сам процесс.
1. Слил охлаждающую жидкость
2. Снял карбюр и все патрубки, идущие на ГБЦ, отсоединил приемную трубу глушителя.
3. Снял коллекторы
4. Отсоединил звезду распредвала.
5. Снял ГБЦ.
После чего отвез ГБЦ на шлифовку, карбюр на переборку мастеру.
На следующий день забрал голову
Отшливованная ГБЦ
Сняли 0.2 мм
Помимо прокладки ГБЦ заменил цепь, башмак натяжения цепи, натяжитель цепи, прокладки бензонасоса и карбюра, сальник коленвала.
Монтаж. Зачищаю блок под прокладку.
Инструмент для зачистки. Хим. средства не использовал для удаления старой прокладки, а ежик на дрель мне показали уже после установки ГБЦ))
Зачистка.
Готово
Рассказывать в принципе нечего, по мурзилке можно сделать все самому, был бы инструмент, но есть некоторые нюансы. Перед установкой, помимо очистки поверхности, надо из отверстий под болты крепления ГБЦ откачать масло (если есть) во избежание гидроудара при затягивании болтов. Я использовал шприц с натянутым на него шланчиком. На герметик посадил штуцер патрубка печки и штуцер шлагов радиатора (разумеется с прокладками). Прокладки коллекторов и ГБЦ сажать на герметик НЕ НАДО. При желании можно поменять масло, отрегулировать клапана и поменять опоры движка попутно (пока все снято), что я и осуществил.
6. Замена направляющих ВАЗ 2101
Затянулся у меня ремонт по замене масл. колпачков, придется менять сами направляющие, сегодня снял ГБЦ, распряг клапана, колпачки конечно не в лучшем виде — что и требовалось ожидать. Начинается все с открытия капота.
Ну и начинаем по немного разбирать, снимаем распред.вал
снимаем рокера, и складываем на дощечку
Сохранить в Альбом
После того, как распряг клапана, - посмотрел на колпачки. Сначала думал, что их там вообще нет, но они там были, но не в лучшем виде.
Но вот и снял ГБЦ, поршня конечно в "хорошем" нагаре, ну, ничего - счистим
Теперь буду менять направляющие.
Сегодня купил направляющие и колпачки, вынул клапана, отмыл ГБЦ.
Меняли сами втулки таким образом: на холодную спец. оправкой их выбивали, а забивать нужно на горячую, т.е. чтобы ГБЦ была нагрета, но, как мне подсказали, не выше 80 градусов, а втулки должны быть холодными, если клапана не будут лезть, то придется втулки развернуть разверткой на 8, но она мне не понадобилась. Грел я паяльной лампой.
При замене клапанов потребуется править седла зенковками и притирать клапана спец.пастой, но я не менял клапана, поэтому только притирал.
Притирал следующим образом: на дрель с подходящим сверлом надел бензиновый шланг, а другой конец надел на клапан, оба конца закрепил хомутами, и притирал в одну потом в другую сторону, на каждый клапан минут 5-10, но это потому что они у меня уже стояли, с новыми придется повозиться подольше.
Но потом мы придумали круче. Так как у меня есть прорези в клапанах, мы взяли от шуруповерта насадку и крутили уже с другой стороны.
После, - надели колпачки. На этот раз зашли " как по маслу" и в прямом и в переносном смысле. Как только один притерли, цилиндр сразу запрягаем.
Основной этап закончен, - осталось поставить на блок.
https://www.drive2.ru/l/288230376152062383/, https://www.drive2.ru/l/4899916394579235162/, https://www.drive2.ru/l/288230376152803553/, https://www.drive2.ru/l/288230376152213996/, https://www.drive2.ru/l/288230376153111424/, https://www.drive2.ru/l/4131589/,
https://www.drive2.ru/l/292436/, https://www.drive2.ru/l/297318/, https://www.drive2.ru/l/317593/
153927
|
Твитнуть |
Метки: ремонт ГБЦ, прокладка ГБЦ, направляющие ГБЦ
Комментарии
- Комментарии не найдены
Оставьте свой комментарий
Войдите под своим именем, чтобы оставить комментарий
Оставить комментарий от имени гостя