ГБЦ Газель
Содержание статьи:
- Замена седла выпускного клапана ГБЦ Газель
- Замена ГБЦ 417 на блок ЗМЗ 402 для Газель
- Снятие ГБЦ Камминс без снятия мотора для Газель
1. Замена седла выпускного клапана ГБЦ Газель
После очередной поездки по республике оставил машину возле дома, а утром при прогреве появился неприятный металлический звон. Первая мысль была — клапана или штанги толкателей. В любом случае — требуется вскрытие. Снятие клапанной крышки ничего не выявило. Выкрутил свечи для прокручивания коленвала за крыльчатку вентилятора и увидел странную картину: свеча третьего цилиндра явно повреждена механически (загнуты электроды и разбит конус изолятора), к тому же как-то легко выкрутилась. Снял ГБЦ и обнаружил "фарш" в третьем цилиндре: седло выпускного клапана вылетело и его обломки хорошо погуляли по цилиндру, оставив следы на рабочей поверхности поршня и камеры сгорания. Все понятно: меняем седло, свечу (резьба свечного канала сильно поведена — значит, ставим ввертыш). Благо с запчастями на 402 двигатель нет проблем.
Новые детали (слева) и убитая свеча
Ввертыш свечи поставил буртиком внутрь, т.е. вкручивал его изнутри и посадил на фиксатор резьбы, седло клапана охлаждал в морозильной камере при — 24 градусах, ГБЦ (камеру третьего цилиндра) грел на газовой плите, предварительно подготовив посадочное место седла. Операция прошла успешно! Рассухаривание клапанов делал молотком, выставляя на тарелку пружин головку на 27, чтобы сухари не улетели.
Слегка прошелся мелким камнем по задирам на рабочей поверхности камеры сгорания во избежании калильного зажигания, пригладил на стекле с алмазной пастой плоскость ГБЦ и посадил все это на место через новую прокладку. И все-таки осталось ощущение, что двигатель уже просится на замену…
2. Замена ГБЦ 417 на блок ЗМЗ 402 для Газель
Зимне-весенние ремонты ГБЦ на Мурене окончательно убедили, что пришло время головку поменять. Заодно заменены и поршни, поскольку поршень третьего цилиндра пострадал после выпадения седла выпускного клапана. Донором стал двигатель с "Волги" — блок ЗМЗ 24 с головкой УМЗ 417. У этого гибрида помпа совмещена с корпусом термостата и крепится на блоке. Гильзы и поршни — номинал, в хорошем состоянии. Ремонт проводился без снятия блока, т.е. снизу и сверху.
Самое интересное заключалось в доработке ГБЦ 417 под родной блок ЗМЗ 402.
Основа конструктора — ГБЦ 417
Удалена водораспределительная трубка, задняя заглушка заменена на "танк" (водоотводной штуцер рассверлен до 12 мм).
Водоотводная трубка вынимается только вперед
Рассверливается штуцер и заломыш шпильки
Установлены двойные пружины клапанов с шайбами и тарелками от 402-го, колпачки установлены только на впускных клапанах. Тут уместно сказать, вдруг кому пригодится, что пружины на ЗМЗ 402 право- (внутренние) и левозавитые (внешние), что уравновешивает силу сопротивления давлению коромысел и не уводит их от оси. Это обеспечивает больший ресурс направляющих втулок и, как следствие, клапанов и их седел. Кстати, внешние пружины устанавливаются вниз концом с меньшим шагом витков.
Клапана и их сопровождение от ЗМЗ 402
Помпа оставлена родная, она эффективней уазкиной и 24-шной. А вот корпус термостата пришлось использовать от УМЗ 421, совместив его с крышкой 402-го.
Корпус термостата 421 с крышкой 402
Справа от стакана термостата в корпусе рассверлено отверстие под датчик температуры.
Для их совмещения потребуется заменить левые шпильки на более длинные
Поскольку отверстия на блоке не полностью перекрываются корпусом термостата, между ними установлена переходная пластина из алюкобонда толщиной 6 мм, играющая роль прокладки.
Многослойный бутерброд — термостат-проставка-ГБЦ
Штуцер танка и "печной" кран на блоке соединяются через тройник и общим патрубком 18 мм отводят ОЖ на печку, а в ее обратку врезан электронасос.
Двойной отвод ОЖ из ГБЦ
Процедуру адаптации головки УМЗ 417 к блоку ЗМЗ 402 уже описывал. В основном, речь шла об элементах системы охлаждения и клапанах. Есть смысл упомянуть некоторые особенности конструкции механизма газораспределения, правильная регулировка которого и определяет эффективность работы двигателя.
Итак, собираем флейту — вал коромысел клапанов. Используем все, что есть под рукой.
Вал от 417, коромысла и стойки от 402
Пятачки часто неравномерно изнашиваются, поэтому перед установкой шлифуем их и чистим все маслоподводящие каналы. Регулировочные винты и контрагайки от УМЗ сохранились лучше, а вот сами коромысла наоборот. Что это: качество металла или особенности эксплуатации ДВС?
Вот такой кариес присутствует
Очищаем от смол вал коромысел и переворачиваем его на 180 градусов поперек оси, так чтобы верх стал низом, а зад — передом. По-другому устранить незначительный износ нижней поверхности не получится.
Нижняя поверхность вала под коромыслами изнашивается сильнее
Собираем весь этот "конструктор лего", распределяя промежуточные пружины на валу так, чтобы коромысла в свободном состоянии находились по центру клапанов, это уменьшит их дальнейший износ.
Флейта в сборе
Перед установкой собранного вала на шпильки ГБЦ еще раз проверяем, чтобы штоки клапанов были выше тарелок (это регулируется сухариками).
Последняя примерка
Ну, и самый интересный момент после установки ГБЦ на блок — это регулировка тепловых зазоров. Тут следует вспомнить, что двухручьевой шкив коленвала ЗМЗ 402 имеет резиновый демпфер, поэтому положение ВМТ поршней по рискам определить правильно не всегда удается. Надежнее использовать "дедовский" способ по положению толкателей клапанов (стаканчиков), которые непосредственно соприкасаются с кулачками распредвала. Как их достать и промыть известно всем — благо есть специальная крышка на блоке. Толкатели должны быть чистыми, без задиров. Штанги должны быть одной длины (283 мм под АИ-92 или 287 мм под АИ-76), чистыми, без следов износа, особенно на наконечниках. Соответствующие им чашки регулировочных винтов коромысел должны быть зеркально гладкими с чистым маслоподводящим каналом. После затяжки ГБЦ медленно вращаем коленвал и ловим положение распредвала, при котором штанги 1, 2, 4 и 6 коромысел находятся в самой нижней точке. Это и есть ВМТ 1-го цилиндра. При повороте коленвала на один оборот освобождаются, т.е не испытывают нагрузки штанги 3, 5, 7 и 8 коромысел, что соответствует ВМТ 4-го цилиндра. При этих положениях распредвала выставляются зазоры: 0,35 мм для 1 и 8 клапана, 0,40 для остальных. Для контроля можно повторить 2-3 раза. Вот и вся схема регулировки.
3. Снятие ГБЦ Камминс без снятия мотора для Газель
У многих возникал вопрос можно ли снять ГБЦ на газели с Камминсами без снятия мотора. Отвечу- можно!
Недавно сделали ремонт блока, но проблема не ушла. Антифриз закипает, а печка холодная.
В заначках лежала ГБЦ, решено попробовать поменять.
Сложность здесь только одна- открутить и закрутить болт фиксации звездочки на распредвалу — затянуть нужно очень сильно, и расслабить соответственно тоже очень сложно, но если подобрать удобный ключ или головку, то можно…
Итак по порядку:
1) снимаем заднюю крышку Картера распределительных шестерен — она черная пластиковая — ключ на 10.
параллельно снимаем трубку антифриза идущую на печку.
задняя крышка
2) сбоку со стороны водителя снимаем датчик положения распредвала, и ниже — натяжитель цепи. В обоих случаях нужен шестигранник.
Чтоб облегчить процесс лучше приподнять КПП, двигатель наклониться немного вперед.
3)Теперь нужно открутить болт на распредвале, но чтоб сам распредвал не крутился его нужно зафиксировать. Для этого снимаем вакуумный насос на передней части двигателя и в разрез, который видим на распредвалу вставляем фиксатор распредвала. Этот фиксатор можно купить (cummins-msk.ru/index.php?productID=1324), а можно изготовить самому.
Теперь нащупываем сзади болт, ставим туда ключ или головку на 15 и крутим, лучше сделать рычаг побольше- крутиться тяжело, имейте ввиду…
4) Если смогли это сделать, то дальше можно уже снять форсунки и клапанную крышку,
5) Откручиваем трубку подачи топлива от ТНВД к топливной рампе. (ключ на 17) и патрубки, идущие на корпус термостата.
6) Снимаем воздушный фильтр и откручиваем выхлопной коллектор от ГБЦ. (8 болтов на 10мм)
7) Теперь снова назад. снимаем там шестерню положений распредвала
8) Вынимаем звездочку вместе с цепью с распредвала и оттягиваем немного назад и кладем вниз таким образом, чтобы цепь оставалась на звезде — это не даст цепи упасть вниз (оттуда ее достать уже будет очень сложно)
9) откручиваем все коромысла (головка на 10) и складываем по порядку.
10) откручиваем Болты ГБЦ (головка на 16)
11) Кроме того еще нужно открутить верхнее крепление направляющей цепи (башмака) шестигранником (оранжевая стрелочка)
12) Нужно еще открутить 2 болта крепления картера распределительных шестерен к картеру маховика (зеленые стрелочки)
Теперь снимаем ГБЦ.
звездочка остается в подвешенном состоянии
В процессе сборке нужно учесть следующее: при снятии ГБЦ мы не открутили полностью картер распределительных шестерен (фиолетовые стрелочки).
Однако при установке ГБЦ на место все эти болты нужно ослабить, иначе резиновая прокладка этого картера будет мешать и доставит неудобств при установке. После того как ГБЦ будет на месте эти болты нужно будет протянуть постепенно — сначала те что с зеленой стрелочкой, потом с фиолетовой, и потом еще раз так же по очереди окончательно затянуть.
Когда ГБЦ будет снята на распредвалу увидите тоненькую фрикционную шайбу, при установке все эти места, звездочку, вал, шайбу нужно обезжирить. Именно сильная затяжка и эта шайба удерживают звезду на валу от прокручивания.
https://www.drive2.ru/l/5979265/, https://www.drive2.ru/l/6830786/, https://www.drive2.ru/l/7217910/, https://www.drive2.ru/l/8580554/
41359
|
Твитнуть |
Метки: ремонт ГБЦ, ГБЦ Камминс
Комментарии
- Комментарии не найдены
Оставьте свой комментарий
Войдите под своим именем, чтобы оставить комментарий
Оставить комментарий от имени гостя