Установка системы сигнализации об экстренном торможении ESS в Ладе Приора
После установки ЗДТ машинка, благодаря относительно небольшому весу, стала развивать довольно-таки приличный тормозной момент. После парочки инцидентов, связанных с безопасностью кормы моей приорки, было решено сделать систему ESS. На разных авто такая система реализована по-разному: на каких-то включается аварийная сигнализация, а на каких-то моргают стопы. Подумал и решил, что я хочу моргающие стопы. Очень долго бродил по интернету в поисках чего-нибудь подходящего. Кое-что нашел. Заказал. Через полтора месяца получил долгожданную посылку.
Датчик предупреждения об экстренном торможении.
Данный датчик предназначен для мигания аварийкой. Но я изменил схему включения и заставил его мигать стоп-сигналами. Датчик обучаемый, то есть сначала необходимо обучить его величине отрицательного ускорения, после превышения которого он срабатывает. Чтобы заставить его мигать стопами было приобретено вот такое слаботочное реле на необходимый ток коммутации (мощность ламп стоп-сигналов в сумме 42 Ватта + 5 Ватт дополнительный сигнал торможения).
При помощи этого же реле происходит индикация срабатывания системы ESS на приборной панели. В качестве индикатора срабатывания была выбрана лампа стояночного тормоза. Очень удобно и интуитивно понятно. Когда срабатывает система ESS, наряду со стопами моргает и эта лампа. Примерно вот так:
А вот, как это выглядит со стороны:
По просьбам трудящихся добавляю схему подключения
Схема подключения
Важно помнить, что датчики бывают трех разновидностей, отличающиеся способом формирования сигнала, управляющего аварийной сигнализацией:
• с формированием всех импульсов самим датчиком ESS (синий провод выхода) — для прямого управления аварийной сигнализацией;
• с потенциальным выходом (белый провод выхода) — для управления схемой аварийной сигнализации по цепи кнопки включения с фиксацией;
• с импульсным выходом (жёлтый провод выхода) — для управления схемой аварийной сигнализации по цепи кнопки включения без фиксации.
Я приобрел датчик с формированием всех импульсов самим датчиком (с синим проводом). Такой датчик сам формирует импульсы управления. Первые 4 мигания с удвоенной частотой, затем с обычной.
Нормально замкнутыми контактами 4 и 5 разрываете цепь стоп-сигналов.
Нормально замкнутыми контактами 7 и 8 разрываете цепь контрольной лампы стояночного тормоза. В случае, если вы хотите, чтобы мигала какая-нибудь другая контрольная лампа, то на контакт 6 необходимо будет подать +12В вместо корпуса.
И не забываем зашунтировать обмотку реле диодом. включенным встречно-параллельно.
Напомню, что сердцем системы является датчик ускорения. Бывают такие датчики трех видов: с импульсным выходом (при экстренном торможении датчик дает один единственный импульс), датчик, самостоятельно формирующий сигналы "мигания" и с потенциальным выходом (датчик при экстренном торможении открывает коллектор своего выхода и держит его открытым до тех пор, пока нажата педаль тормоза).
Изначально я отказался от идеи моргания аварийной сигнализации при экстренном торможении, как это рекомендует производитель датчиков. Дело в том, что в России моргающая аварийка это эдакий универсальный сигнал, которым водители благодарят друг друга или извиняются, или еще что-то. В общем, у меня аварийка ну никак не ассоциируется с экстренным торможением. Судя по опросу большого числа моих знакомых, большинство людей считают также. Поэтому было сразу решено, что при экстренном торможении должны моргать стопы.
Сначала я приобрел датчик, самостоятельно формирующий сигналы управления (мигание). К его выходу подключил реле с 2 перекидными контактами. Один перекидной контакт рвал цепь стоп-сигналов при мигании, а второй перекидной контакт обеспечивал мигание контрольной лампы стояночного тормоза (в качестве лампы индикации сработки системы ESS я выбрал именно лампу стояночного тормоза на приборной панели). Все бы хорошо, но у такой системы в процессе эксплуатации выявился ряд недостатков и некоторые оказались очень существенны и потому неприемлемы.
1. После сработки датчика он только лишь первые 4 мигания производил относительно часто (с удвоенной частотой), а затем начинал мигать с частотой мигания аварийки. Смотрелось это как-то нелепо-стопы, моргающие, как аварийка.
2. Если зазевался на светофоре и приходиться экстренно тормозить, датчик, естественно, срабатывает и начинает весело моргать стопами. Бывает такое, что останавливаюсь впритык со впереди стоящей машиной и стою на небольшом уклоне. Авто уже остановилось, а датчик продолжает моргать стопами, как аварийкой. И будет он моргать до тех пор, пока нажата педаль тормоза. и я не могу ее отпустить, потому что машина на уклоне, а прям перед моим носом задний бампер другого авто. Смотрится это еще более нелепей.
3. По работе часто езжу по крытой многоуровневой парковке. Въезд и выезд на таких парковках реализованы по пандусам. Это такой "стакан" и проезжая часть в нем идет, как резьба по болту, то есть по винтовой линии. Так вот, когда я спускался по пандусу (естественно, на тормозах), то датчик начинал весело моргать стопами, хотя никаким экстренным торможением и не пахло. Происходило это из-за того, что датчик ускорения суммирует ускорения по всем трем пространственным осям и если оно превышает значение, заданное при обучении датчика, то воспринимает это, как начало экстренного торможения. По этой же причине сигнализация экстренного торможения частенько включалась, например, при съезде со МКАДа куда-нибудь. Заходишь ведь на съезд на скорости километров 60. И при этом притормаживаешь. Как только начинаешь проходить съезд, к обычному прямолинейному ускорению, которое невелико, датчик начинает прибавлять еще и центростремительное и вкупе с нажатой педалью тормоза воспринимает это, как руководство к действию, то есть включает сигнализацию экстренного торможения.
Также эта система включалась на лежачих полицейских даже на очень небольших скоростях.
Таким образом, моя система сигнализации работала совершенно неадекватно и в последнее время начала меня откровенно раздражать. Все дело в датчике… Слишком много ложных сигналов. Нужен какой-то фильтр, чтобы отбрасывать часть таких ложняков.
Для этого я приобрел другой датчик-с потенциальным выходом. Этот малыш, как я уже говорил, при срабатывании открывает коллектор выходного транзистора и держит его открытым, пока нажата педаль тормоза. Годится.
А к датчику ускорения я изготовил определенное устройство, которое принимает сигнал с датчика ускорения и уже решает, нужно включать сигнализацию или нет.
Во-первых, я ввел фильтрацию по скорости. То есть, когда устройство получает сигнал от датчика ускорения, оно смотрит, с какой скоростью мы движемся в данный момент (момент начала торожения). Такой алгоритм реализован практически на всех авто, штатно оснащенных системой ESS. Например, на Kia RIO и солярисах система ESS срабатывает только при оттормаживании со скорости не ниже 55 км/ч. И это очень правильно. Я у себя опытным путем подобрал значение 60 км/ч. Кстати, мое устройство построено на микроконтроллере и оно обучается этой пороговой скорости уже в процессе эксплуатации. Какую пороговую скорость хотим-такую в него и запишем. Существует определенный алгоритм обучения.
Таким образом я избавился от ложняков при езде по винтовым пандусам, на съездах и просто извилистых дорогах, а также при проезде лежачих полицейских и просто ям на небольших скоростях.
Также это устройство отвечает и за частоту мигания стоп-сигналов. Контроллер выдает импульсы на реле стоп-сигналов с частотой 5 Гц. Возможно, потом сделаю 4, потому что лампы накаливания обладают определенной инерционностью или, как говорят, относительно большим временем послесвечения. В виду этого, лампа еще не успевает до конца потухнуть, как приходит следующий импульс на ее зажигание. Таким образом большая частота мигания ламп накаливания не есть хорошо-смотрится не ахти и больше напоминает не мигание, а мерцание. В принципе, светодиоды в стоп-сигналах решат эту проблему, но пока просто сделаю частоту поменьше. 4 Гц, на мой взгляд, вполне достаточно. И частота мигания постоянна, а не как у моего первого датчика-первые 4 импульса часто, а потом, как аварийка. Так я устранил еще один косяк прежней системы.
И в качестве бонуса устройство управляет и аварийкой, но с умом. Если мы производим экстренное торможение на скорости, большей 60 км/ч, датчик ускорения выдает сигнал, у нас начинают моргать стопы с частотой 5 Гц. Если наша скорость стала равна нулю, а педаль тормоза все еще нажата, то мигать стопами уже нет никакого смысла. Поэтому мигание стопами прекращаем и включаем аварийку. На мой взгляд, полная остановка с экстренным торможением, с нажатой педалью тормоза, как раз и указывает на какую-то аварийную или околоаварийную ситуацию. Только в этом случае и нужно включать аварийку. Аварийка выключится сразу же после того, как будет отпущена педаль тормоза.
Соответственно, если мы экстренно тормозим со скорости большей 60 км/ч, начинают моргать стопы, а потом мы отпускаем педаль тормоза до того, как скорость станет равна нулю, моргание стопами прекращается и никакой аварийки не включается-просто едем дальше.
Устройство собирал практически на коленке и из подручных материалов. поэтому никаким качественным монтажом и не пахнет.
Спешил так, что даже плату ровно обрезать не смог.
По размерам получилось почти. как спичечный коробок. Можно сделать поменьше, если использовать SMD-компоненты.
Сравнительные размеры моего устройства и датчика ускорений-он совсем кроха.
А вот устройство уже на авто. Датчик ускорений был установлен непосредственно на педаль тормоза.
В процессе работы над устройством пришлось даже достать из кладовки старый осциллограф и посмотреть на осциллограмму с датчика скорости, чтобы понять, что измерять и как.
Для того, чтобы устройство могло управлять аварийной сигнализацией, пришлось изготовить модуль сопряжения, который включает аварийную сигнализацию одним выходным транзистором устройства:
Модуль сопряжения получился достаточно небольшим. Вот он уже установлен за кожухом рулевой колонки.
Вот, собственно, и все. Напоследок парочка видео. Вот, как выглядят мигающие стопы сзади:
А вот, как это выглядит на приборной панели. Экстренное торможение с педалью почти в пол. после полной остановки (скорость равна нулю) устройство включает аварийную сигнализацию. После отпускания педали тормоза "аварийка" выключается.
Пока писал, уже родилась идея следующей модернизации. Мне тут подумалось, что зимой или просто на скользком покрытии, получить хорошее замедление, по которому датчик ускорения и судит об экстренном торможении, нереально. Поэтому родилась мысль, что вся эта система должна включаться не только при значительном отрицательном ускорении (замедлении), но и при включении системы ABS. Логично, ведь на скользком покрытии при нажатии тормоза "в пол" замедления как такового мы не получим, но получим сработавшую ABS. В этом случае сработавшая ESS окажется как нельзя кстати, предупреждая едущих сзади, что впереди какой-то шухер.
В процессе работы периодически появлялся странный глюк-иногда после отпускания педали тормоза при экстренном торможении, стопы какое-то время продолжали моргать, то есть выключались как бы с задержкой. Поэтому систему на какое-то время отключил. До выяснения. Косяк был найден и устранен. Собственно, гальванически развязал выход своего устройства со входом датчика экстренного торможения через оптрон-глюк ушел.
Напомню в двух словах, зачем это все нужно. Датчик экстренного торможения, как показала практика, использовать в том виде, в котором он продается-очень проблематично. Задумка очень интересная, но объективно он представляет из себя некий полуфабрикат. Очень много ложных срабатываний. Например, притормаживаем перед ямой или лежачим полицейским и, когда попадаем в яму или наезжаем на лежачего полицейского, датчик получает ускорение, которое очень часто превышает пороговое, заданное ему при обучении. Соответственно, он начинает весело моргать стопами (в оригинале он должен моргать аварийкой, но я уже писал, что лично у меня моргающая аварийка никак не ассоциируется с экстренным торможением, потому что аварийка у нас в стране превратилась в некий универсальный сигнал, которым люди пользуются по чем зря). Более того, после того, как мы уже остановились, но продолжаем держать ногу на тормозе, датчик так и продолжает весело моргать стопами, пока не отпустим тормоз. Ну и постоянные срабатывания при езде по винтовым пандусам многоуровневых парковок или съездах-заездах на МКАДе. Короче, датчик очень часто вел себя просто неадекватно. Поэтому я решил разработать некий фильтр, который будет отсеивать ложные сигналы с датчика. Главный критерий фильтрации-скорость автомобиля.
Фильтр будет считать истинными только те сигналы с датчика экстренного торможения, которые приходят при скорости авто не ниже некоторой пороговой. Эта скорость программируется. Я остановился на скорости 55 км/ч, как это сделано на корейских машинах типа Рио и Солярисах. То есть, если мы движемся со скоростью ниже 55 км/ч, то все сигналы с датчика экстренного торможения считаются ложными. Таким образом, мы избавляемся от ложняков, возникающих при проезде лежачих полицейских, просто ям, при движении на тормозе по дуге (винтовые пандусы, съезды на МКАДе) и пр.
Также, при экстренном торможении со срабатыванием датчика, если скорость авто стала равна нулю (остановились или куда-то врезались), моргание стопами прекращается и включается аварийка. Аварийка будет работать до тех пор, пока мы не отпустим ногу с педали тормоза.
Сам датчик экстренного торможения я перенес непосредственно на педаль тормоза. Если мы будем пытаться экстренно затормозить зимой или просто на скользком покрытии, то никакого экстренно торможения не получится. Соответственно, датчик ESS не сработает. Но как же в таком случае предупредить едущих сзади о нашем экстренном торможении и о какой-то заварушке спереди? Для этого достаточно просто очень резко ударить по педали тормоза. Таким образом, наша система ESS срабатывает не только при интенсивном замедлении авто, но и при резком нажатии на педаль тормоза, что может очень пригодиться зимой.
Немного фото.
Установленный на педали тормоза датчик экстренного торможения.
При обучении датчика в этом случае желательно при торможении очень резко бить по педали тормоза, но не допускать резкого замедления авто. Если мы его обучим на интенсивное замедление авто, то впоследствии он никогда не сработает просто на резкое нажатие педали тормоза без наличия непосредственно замедления. То есть как бы мы резко не били по педали тормоза-невозможно получить такое ускорение движения педали тормоза, при котором он сработает. Поэтому этот нюанс нужно учитывать при обучении датчика.
Старое устройство, собранное на коленке, справа. Слева, соответственно-новое. Применил более миниатюрный штыревой разъем и перешел на SMD-компоненты, что вкупе с двусторонним монтажом уменьшили устройство практически в полтора раза. Хотя и здесь опять немного поспешил, и забыл одну дорожку. Пришлось ее кинуть навесным монтажом.
Тоже, но с обратной стороны.
Ну и немного видео с процессом обучения фильтра системы экстренного торможения:
Осталось платку фильтра убрать в прозрачную термоусадку (чтобы было видно светодиод). А может лаком покрою.
А вот, как работает датчик экстренного торможения совместно с фильтром при экстренном торможении с полной остановкой (после остановки моргание стопами прекращается и включается аварийка, которая выключается после отпускания педали тормоза). Просто напомню, что я использовал в качестве индикатора срабатывания системы экстренного торможения контрольную лампу стояночного тормоза. Ну и звуковой зуммер на плате фильтра присутствует.
Теперь все работает, как часики.
https://www.drive2.ru/l/1358880/, https://www.drive2.ru/l/4384805/, https://www.drive2.ru/l/7165877/
45368
|
Твитнуть |
Комментарии
- Комментарии не найдены
Оставьте свой комментарий
Войдите под своим именем, чтобы оставить комментарий
Оставить комментарий от имени гостя