Установка , оптимизация аккумулятора OPTIMA YT S 5.5, установка аккумулятора 100 Ач и генератора в УАЗ Хантер 31519
Содержание статьи:
- Установка аккумулятора OPTIMA YT S 5.5 в УАЗ Хантер 31519
- Оптимизация работы аккумулятора OPTIMA YT S 5.5 для УАЗ Хантер 31519
- Установка аккумулятора 100 Ач + генератор 120 Ав УАЗ Хантер
1. Установка аккумулятора OPTIMA YT S 5.5 в УАЗ Хантер 31519
Серьезному внедорожнику — серьезный аккумулятор.
Недавно мы произвели апгрейд лебедки, поставив ComeUp Seal Gen2 9.5, да еще снабдив ее пневмороспуском. И вроде наступила красота, но поняли, что чего-то не хватает. А что во внедорожнике с лебедкой не менее важно? Правильно — аккумулятор.
С начала постройки в АЗе исправно трудился Подольский аккумулятор модели 6CT-90N (90 Ач), вытягивал когда надо (почти), вот он слева вверху в штатной корзине:
Моторный отсек УАЗа с Подольским аккумулятором (еще со старой лебедкой)
И трудился бы и дальше, если бы не два фактора — во-первых, поскольку у него нет контрольного глазка, то за ним особо не следили и судя по внешним признакам из него подтекал электролит и состояние пластин могло быть не самым лучшим, а во-вторых мысль об установке чего-то более серьезного гуляла давно, правда мысли мешала жаба, но попалось одно весьма выгодное объявление намного дешевле магазинов, где вожделенный объект прямо-таки ждал нас практически в шаговой доступности от дома в Москве.
Без долгих раздумий новый девайс был приобретен. Собственно, широко известный в кругах джиперов тягово-стартерный AGM аккумулятор OPTIMA YellowTop (с желтым верхом). В данном случае самый большой, какой есть в настоящий момент, а именно OPTIMA YT S 5.5 (75 Ач). Новенький, в оригинальной деревянной упаковке:
Аккумулятор OPTIMA YT S 5.5
Да, он меньше по Ампер-часам чем Подольский, только эти Ампер-часы он может отдавать практически до конца (покорители бездорожья не дадут соврать) в отличие от стандартных стартерных батарей, да и работать может спокойно хоть вверх ногами, поскольку в нем электролит не плещется, а впитан в стеклоткань (AGM — Absorbed Glass Material). Прикинули время работы подольского аккумулятора (при условии, что лебедка тянула, пусть и на максимальной нагрузке), поняли, что реальными 90 Ач там не пахнет.
Но просто так Оптиму поставить мало, надо подготовить и сам аккумулятор, и место установки. У серьезного аккумулятора серьезная инструкция, по которой для его тренировки нужно его трижды нужным образом разрядить и зарядить. Ну, разрядить дело нехитрое, хотя и тут мы решили не терять электричество попусту, а приспособили прожектор через инвертор для дополнительного освещения места работ:
Разряжаем аккумулятор
Ну а дальше надо зарядить по фен-шую. Выдержка из инструкции:
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ЦИКЛИРОВАНИЮ НОВЫХ ТЯГОВЫХ АКБ ОПТИМА (С ЖЕЛТЫМ И СИНИМ ВЕРХОМ)
Емкость батареи в начальной стадии эксплуатации составляет примерно 85% от номинала. В процессе работы после 17-19 циклов разрядки-зарядки тяговый аккумулятор Оптима обретает номинальную емкость.
В случае, когда новая АКБ должна обеспечивать номинальную емкость с первых дней эксплуатации, допускается «тренировка» (циклирование) аккумулятора в соответствии со следующими рекомендациями:
1. Разряжайте полностью заряженную батарею до тех пор, пока напряжение не понизится до 10,5 V
2. Заряжайте аккумулятор в течение 16 часов током 4А.
3. Повторите операции №1 и №2 три раза.
Что ж, действуем по инструкции, настроив наш умный зарядник на 4 ампера:
Заряжаем аккумулятор
В общей сложности тренировка заняла трое суток, а за это время мы решили подготовить корзину.
Кстати поиски в интернете того как именно 75 Ач Оптима встает именно в корзину УАЗ Хантер не увенчались успехом, поэтому пришлось примеряться самим.
После извлечения штатной корзины подтвердились подозрения о вытекании электролита из старого аккумулятора. Сказывается в том числе и нахождение в позах отнюдь не параллельных земле во время соревнований.
Коррозия от вытекания электролита.
Посему почистили и обработали антиржой. Кроме того, корзину еще до нас где-то порвали и дюже колхозно починили не особо внушающим доверия уголком (скорее просто загнутым куском металла). Хоть с ним она у нас два года держалась весьма успешно, то коли извлекли, то решили усилить, поставив новый уголок из 2-х мм. алюминия (был под рукой). И вот корзина готова к покраске.
Подготовка корзины к покраске
Примерки до покраски показали трудности при обратной установке (вынималась она тоже непросто). А вызвано это конструктивной особенностью дизельного Хантера, а именно кронштейном ФТОТ, в который корзина практически упирается, поэтому снимается и устанавливается только со скрипом. Поэтому, дабы не мучиться в будущем, просто отпилили полосу сантиметра полтора болгаркой от днища корзины. Все равно гайки для прижима аккумулятора нами не использовались (аккумулятор на эту часть не опирается). Итак, корзина покрашена и готова к установке.
Корзина готова к установке
Чтобы острый задний край днища корзины (да и само днище) не тер аккумулятор, проложили слой 4мм маслобензостойкой резины. Кроме того, пришлось переделать крепеж самого аккумулятора. Ранее мы прикрутили по бокам корзины уголки из алюминия, в них вкрутили болты-шпильки и прижимали аккумулятор хомутом сверху по центру, что видно на первом фото. Для Оптимы такой крепеж не подходит, поскольку у нее универсальная полярность и клеммы посередине. Поэтому решили цеплять ее за край и прижимать уголком, для чего повернули уголки со шпильками на 45 градусов и сделали более длинные шпильки:
Обновленная корзина с измененным крепежом аккумулятора
При этом если вдруг возникнет необходимость, вернуть изначальную конструкцию можно просто перекрутив уголки. И вот наконец Оптима уютно устроилась на своем новом месте обитания:
Optima на месте
Не успели только придумать диэлектрическую крышку для клемм, но обязательно сделаем.
Надеемся, что в новом сезоне новый аккумулятор будет служить нам на всю емкость.
2. Оптимизация работы аккумулятора OPTIMA YT S 5.5 для УАЗ Хантер 31519
В процессе установки обнаружилось, что аккумулятор Optima YT S 5.5 достаточно высокий и в штатном положении его крепежу и проводам тесновато. Поэтому было решено еще немного доработать корзину и клеммы.
Корзину потребовалось опустить и стали подробнее изучать ее крепеж к кузову. Основной силовой элемент крепления — уголок с ребрами жесткости и вваренными гайками M6. Уголок накрепко приварен к днищу корзины:
Крепеж корзины
Идея отклепать уголок и перевернуть или пересверлить в нем отверстия провалилась. Осмотр моторного щита показал, что места для маневра практически нет, но все же можно сдвинуть корзину вниз на полтора сантиметра, пересверлив отверстия в самом моторном щите.
Крепление в моторном щите
Что и было без сомнения сделано, а у корзины болгаркой отпилен сантиметр от уголка, чтобы сдвинуть ее вниз.
Опорный угол отпилен
Еще, сдвинули на полтора сантиметра верхние крепежи корзины (справа подвинули наш же уголок, слева нарастили пластиной). Кроме того, поскольку придвинули близко к крылу, надели резинку от дверей, чтоб ни при каких условиях металл не терся о металл если вдруг в прыжке по массе аккумулятора корзина днищем достанет до крыла:
Оптимизированная корзина
Латунные клеммы, которые мы поставили раньше тоже нас не совсем устраивали, хотелось что-нибудь внушающее, но среди обычных свинцовых ничего интересного не попадалось. В итоге удалось подавить жабу и приобрести приглянувшиеся медные клеммы с золотым покрытием, плюсовую BT0710-G (+) и минусовую BT00101-G (-). Место производства неизвестно, но на них стоит штамп PAT с логотипом, т.е. не совсем no name, да и в руках чувствуется вещь.
Золотые клеммы
Клеммы четко садятся на выводы аккумулятора без необходимости их натягивать и коробить свинец. Главное, что конфигурация плюсовой клеммы позволяет аккуратно подвести провода с разных сторон без мешанины на клемме. Попутно облудили провод стартера и сделали ему наконечник. И вот так все наше электрическое хозяйство разместилось на аккумуляторе:
Подключение электрики к клеммам
А для завершения, решили сделать диэелектрические клеммы на крышки. Тут как нельзя кстати на майских праздниках побывали на исторической родине и обнаружили там в закромах старый советский интерком 1974 года выпуска (такие в кабинетах у директоров стояли) и его два пластиковых отсека для бумаг и ручек и стали основой крышек плюсовой и минусовой клемм соответственно. Пришлось немного доработать их ножовкой и изолентой, чтобы налезали на клеммы и не мешали капоту, ну и "подписать" заодно. Итоговый вариант:
Оптимизированная Optima
Теперь прижимной уголок Оптимы нормально затягивается барашками, а плюс с минусом точно никто не перепутает
3. Установка аккумулятора 100 Ач + генератор 120 Ав УАЗ Хантер
Аккумулятор ARCTIC 75 Ач после четырех лет тяжелой, но верной службы, попросился на пенсию. Зима 2011-12 года далась ему особенно тяжко – на морозе бедняга быстро разряжался. В особо холодные ночи мне приходилось доставать аккумулятор из его удобной, но холодной кроватки-корзины и нести в теплое помещение, где его ждал ужин малыми токами от Зарядного устройства.
Отрицательные температуры и короткий зимний световой день вынуждают максимально ускорять процесс монтажа/демонтажа аккумулятора по утрам и вечерам. Использование двух разных ключей для гаек на клеммах и болтов на прижимной планке усложняет работу. Прикрутить в темноте на ощупь прижимную планку, не отморозив пальцы – mission impossible.
Описанные выше танцы с бубном мне сильно надоели, поэтому мною были изготовлены специальные болты крепления прижимной планки, с которыми процесс монтажа/демонтажа аккумулятора ускорялся в разы:
1. Шестигранник головки болта выточен по размерам гаек на клеммах аккумулятора, что позволяет использовать один инструмент (головку на 13).
2. Длинна болта укорочена до 15 мм. Быстрее закрутишь – меньше замерзнешь.
3. В начале резьбы болта проточена увеличенная фаска, которая облегчает процесс нахождения на ощупь заветных отверстий в корзине и установку болта без перекоса в резьбу. Пришел, нащупал, закрутил!
Можно было бы пойти в магазин и купить аналогичный по габаритам и мощности аккумулятор… но мой Hanter Armadon вооружен лебедкой, а в мечтах у него багажник с люстрой, радиостанция, инвертор…
Короче, из-за большого количества прожорливых потребителей электроэнергии, было принято решение увеличить, так сказать, производственные мощности.
Из аккумуляторов мне приглянулись две модели:
1. Какой-то аккумулятор из линейки MUTLU.
Характеристики:
Номинальная емкость: 100 Ач
Ток холодной прокрутки: 850 А
Цена: 5300 руб.
2. Аккумулятор АКОМ Reactor 100
Характеристики:
Номинальная емкость: 100 Ач
Номинальное напряжение: 12 В
Ток холодной прокрутки: 1000 А
Размеры (длина, ширина, высота): 355х177х190 мм.
Цена со скидкой знакомого продавца: 5000 руб.
Во второй модели меня соблазнил ток холодной прокрутки в 1000 А и желтенькие крышечки на клеммах.
Габариты аккумулятора 355х177х190 мм., а это значит, что в штатную корзину он не влезет. Начинаем пляски с бубном. Было рассмотрено несколько вариантов изготовления новой корзины и вариант модернизации старой. Решено было идти по пути наименьших сложностей.
У намеченной жертвы распростёртый взгляд (с)
Снимаем старую корзину
На фотографии видны следы болезни старого аккумулятора в виде подтеков электролита на стенке корзины со стороны двигателя. Насколько я понимаю, от перегрева крайней банки электролит просачивался через верхнюю пробку. Вообще, меня очень беспокоит вопрос нагрева аккумулятора со стороны двигателя, поскольку это отрицательно сказывается на продолжительность жизни последнего. В будущем рассчитываю сделать новую корзину, в которой аккумулятор будет располагаться длинной стороной вдоль крыла автомобиля, что позволит отдалиться от нагретых частей двигателя. Ну, а пока продолжаем "колхозить":
Включаем болгарку (главный инструмент УАЗовода и учиняем беспредел и расчлененку…
Из валявшейся под ногами металлической полосы 2 мм. делаем три прямоугольные вставки.
Прямоугольные вставки и отрезанный кусок корзины
Порезанная корзина
Свариваем все части конструкции, грунтуем, устанавливаем на автомобиль, просверливая "по месту" отверстия для крепления к кузову.
Вставки показаны красным цветом
Устанавливаем аккумулятор в новую корзину, фотографируемся…
Портрет с желтыми крышечками
Общий вид сверху
Наклейка на аккумуляторе
Прижимная пластина
Пришел черед генератора.
Взамен штатного Iskra 11.203.412 14В 80А, приобретен Генератор 5122.3771-30 Т 14В 120А Прамо-искра. Удовольствие это стоит 3500 вечнодеревянных.
Генератор 5122.3771-30 Т
Здесь проблем не возникло – все элементы крепления полностью совпадают со штатными.
Генератор установлен
Единственная печалька, охватившая ранимую душу ЖЫпера, заключалась в следующем: вместо штатного Регулировочного реле (РР) в генераторе, я хотел поставить выносное трехуровневое реле, о пользе которого много написано на страницах drive2.ru. Но крышка генератора оказалась опломбированной, а лишаться гарантии, не проверив работоспособность изделия, я не решился. Придется немного подождать.
Выводы
С наступлением тепла надо будет впаять необходимый резистор и установить РР. А пока я могу сказать, что в уходящую зиму, проблем с запуском двигателя в морозы не возникало.
https://www.drive2.ru/l/771205/
https://www.drive2.ru/l/6455553/, https://www.drive2.ru/l/6526038/
51665
|
Твитнуть |
Метки: аккумулятор, OPTIMA YT
Комментарии
- Комментарии не найдены
Оставьте свой комментарий
Войдите под своим именем, чтобы оставить комментарий
Оставить комментарий от имени гостя