Изготовление системы контроля исправности ламп в Ладе Приора
Непонятно, почему на предыдущих авто тольяттинцы устанавливали систему контроля исправности ламп габаритов и стоп-сигналов, а на калины, приоры и иже с ними, данная система не пошла. Странно.
Приобрел штатное реле контроля исправности ламп нового образца 2110.3747.410. Вот оно
Реле контроля исправности ламп габаритов и стоп-сигнала
Данное реле изготовлено на базе микросхемы ASXP194P. Вот типовая схема включения данной микросхемы в составе реле:
Схема включения реле контроля исправности ламп.
Далее, если посмотрим на схему электропроводки приоры, то увидим, что нагрузка в цепи габаритов левого и правого борта различна, то есть несимметрична. Это связано с тем, что в цепь габаритов левого борта, помимо, собственно, самих габаритов, включена еще подсветка багажника и подсветка номерного знака. Подсветка багажника у меня уже давно сделана по уму, то есть она загорается сразу при открытии двери задка вне зависимости от того, включены габариты или нет. Таким образом лампа подсветки багажника у меня давно выведена из состава цепи габаритов левого борта. Остается подсветка номерного знака. Там 2 лампы по 5 Ватт. Я тупо откусил правую лампу и запитал ее от цепи габаритов правого борта. Теперь левая лампа подсветки номерного знака относится к цепи габаритов левого борта, а правая лампа-к цепи габаритов правого борта. Нагрузка симметрична и непредвиденных срабатываний системы контроля исправности ламп быть не должно. Да, в цепь габаритов правого борта включена еще лампа подсветки бардачка, но у меня она светодиодная, потому имеет мизерный ток потребления и не должна как-то пагубно повлиять на работу всей системы.
Приступим. Нарезал проводов (обычный ШВВП 2*0.75 — что было) и оконечил их клеммниками необходимого размера. Соединения проводов с клеммниками пропаял.
Затем, вооружившись схемой электропроводки приоры, внедрил все это дело в проводку:
Не пугайтесь. Это предварительный результат. Все провода в последствии были аккуратно застяжены стяжками и убраны.
А затем встал вопрос: куда выводить сигнал о неисправности какой-либо лампы? Думал-думал и решил, что при неисправности любой из ламп габаритов или стоп-сигнала, я хочу, чтобы мигал какой-нибудь индикатор на приборной панели. Для этих целей был выбран индикатор аварийной сигнализации (красный треугольник). Мигание реализовал на штатном трех-контактном реле указателей поворота РАЛД.07.3747. Также, для правильной работы схемы понадобилось еще одно переключающее реле, которое было успешно приобретено в магазине радиодеталей.
Реле указателей поворота и миниатюрное слаботочное переключающее реле.
Сказано-сделано. Вот, что мы видим на приборной панели, если перегорит любая из ламп габаритного света или стоп сигналов.
Работа индикатора при включении аварийной сигнализации не изменилась-также штатно мигает.
Сразу скажу, что в самых ближайших планах сделать такую же систему для контроля исправности ламп ближнего света фар и ламп ПТФ. В этом случае мигать в случае неисправности какой-либо лампы будет зеленый индикатор габаритов и ближнего света фар на приборной панели, а в случае с ПТФ-контрольная лампа на кнопке включения ПТФ МУС.
Недостатки системы: система не реагирует на перегорание какой-либо лампы (или обоих) подсветки номерного знака. Тоже относится и к перегоранию дополнительного стоп-сигнала, который светодиодный. Эту проблему можно решить, но для этого необходимо изменять конструкцию самого реле. В случае выхода реле из строя, необходимо будет приобретать новое реле и снова вносить изменения в его конструкцию. Это бред. Поэтому решено оставить схему, как есть.
Некоторое время назад была изготовлена система контроля исправности ламп. Что не устраивало: контролировала эта система только лампы габаритных огней и стоп-сигналов. Также, индикация неисправной лампы была связана с миганием контрольной лампы аварийной сигнализации на панели приборов, а за мигание отвечало реле поворотов РАЛД 07.3747, которое очень громко щелкало. Это щелканье в дороге ужасно раздражало и его приходилось заглушать музыкой.
Где-то через недельку в голове родилась схема. Поначалу ставилась задача просто добавить контроль исправности ламп ближнего света и ПТФ. В схеме не было ни одного активного элемента, и она была простая и надежная, как автомат Калашникова. Состояла из самодельных герконовых реле, миниатюрных электромеханических реле, нескольких диодов и "блока мигания", который был реализован все на той же РАЛД 07.3747.
Уже немного позже родилась идея скрестить эту схему с другой, которая бы добавляла еще кое-какие функции. Поэтому в схеме начали появляться первые микросхемы, транзисторы и конденсаторы.
Слева прототип. Справа-конечное устройство.
В результате элементарной простоты и первоначальный отказ от транзисторов и прочих "ненужных" элементов, в схеме через герконы напрямую протекали значительные токи, поэтому герконы соответствующего размера. Да и герконы непростые, а с перекидным контактом, то есть 3-выводные. Методом тыка было установлено, что на герконы необходимо намотать порядка 20 витков. Намотка велась проводом, через который и протекает ток нагрузки ламп ближнего света и ПТФ. Провод этот сечением 1.5 мм^2. Соответственно, размеры устройства начали выходить за все разумные пределы. Собиралось оно в буквальном смысле из подручных средств. Разъемы были взяты от старого компьютерного блока питания. Забегая наперед скажу, что устройство было опробовано и прекрасно работало, но, как я уже говорил, меня совершенно не устраивали его размеры. Поэтому от простоты пришлось отказаться.
Была разработана новая схема. Вместо герконовых реле были применены датчики Холла с цифровым выходом. Вся логика устройства построена на pic-микроконтроллере, который вместе с небольшой обвязкой из транзисторов выполняет функцию еще и блока мигания. То есть полный отказ от электромеханических реле и, соответственно, полная тишина при работе. Также, было решено использовать все радиоэлементы SMD-типа. Все эти меры позволили значительно уменьшить габариты устройства и оно получилось немногим более спичечного коробка (на предыдущем фото это черная коробочка справа).
Изначально планировал, что при перегорании ламп ближнего света будет мигать зеленый индикатор на приборной панели, при перегорании ламп дальнего света-синий индикатор, а при перегорании любой из ламп ПТФ будет мигать контрольная лампа в кнопке включения ПТФ на МУС. Но, в последствии, от последней идеи пришлось отказаться, ибо кнопка на МУС очень плохо видна, особенно днем. Индикаторы на приборной панели намного лучше привлекают внимание, поэтому было решено зеленый индикатор отдать еще и под ПТФ, а также под габариты и стоп-сигналы, превратив его в некий универсальный индикатор "проверь лампы".
Вот, как работает устройство, если перегорела любая из ламп ближнего света, или ПТФ, или габаритов, или стоп-сигналов:
Также, наряду с миганием индикаторной лампы раз в 30 секунд устройство подает 3 звуковых импульса.
Полностью пересмотрел его концепцию. Кто-то практически не пользуется дальним светом (как я). А у кого-то нет ПТФ. Поэтому нет смысла делать устройство для контроля 3 цепей нагрузки. Получается дороговато и, в общем-то, не очень нужно. Теперь устройство на одну цепь нагрузки с блоком индикации. Что контролировать — лампы ближнего света, дальнего света или ПТФ-каждый решает для себя сам.
Внутри вот такая плата. Монтаж двухсторонний.
А вот так устройство выглядит вживую.
А это типовая схема включения. На рисунке пример включения устройства для контроля исправности ламп ближнего света фар.
В случае перегорания одной или обеих ламп, зеленый индикатор на приборной панели начнет мигать с частотой 2 Гц.
https://www.drive2.ru/l/4617675/
https://www.drive2.ru/l/1358706/, https://www.drive2.ru/l/4324481/
27675
|
Твитнуть |
Комментарии
- Комментарии не найдены
Оставьте свой комментарий
Войдите под своим именем, чтобы оставить комментарий
Оставить комментарий от имени гостя