Установке подогрева руля в Chevrolet Captiva
Содержание статьи:
- Подготовка к установке подогрева руля в Chevrolet Captiva
- Установка нагревательных элементов для подогрева руля в Chevrolet Captiva
- Доустановка нагревательных элементов, датчика температуры и обтяжка кожей руля Chevrolet Captiva
- Улитка и тесты при подключении обогрева руля Chevrolet Captiva
- Микроконтроллер, протяжка провода, кнопка подогрева руля в Chevrolet Captiva
- Установка подогрева руля в Chevrolet Captiva
1. Подготовка к установке подогрева руля в Chevrolet Captiva
Настают холодные деньки и рукам уже холодно держаться за руль непрогретой машины. Но в то же время ещё не жуткие морозы, когда машину вообще разбирать невозможно будет. Всё это выглядит как идеальное время для установки подогрева руля.
На лачетти я себе ставил подогрев руля. Путь к нему был длинным и тернистым. Сначала я умудрился спалить себе улитку, подцепив питающий подогрев провод на две свободные жилы — как делали вроде бы до этого ещё несколько человек — однако их, видимо, спасало термореле. А я его не поставил и спустя какое-то время использования тёплого руля у меня он перестал работать, при повороте руля стало слышно какое-то шелестенье, ну и перестали работать управление магнитолой и загорелась лампочка неисправности подушки безопасности.
Разобрав улитку, я застал сгоревший шлейф с оправившимися перемоточными колёсиками. Мне пришлось их выкинуть, покупать похожий шлейф, и делать механизм в виде часовой пружины. Как на bmw. Ну и подпаиваться, восстанавливая работоспособность управлялки и подушки.
Зато потом ловил кайф от тепла.
Теперь же я умнее и попытаюсь избежать всего этого.
Для начала нужно просто всё разобрать и поглядеть, как всё устроено. Узнать количество уже свободных жилок. Узнать возможность ещё сколько-то освободить. Установить элементы подогрева руля и сделать замеры энергопотребления. Попытаться в действующую систему завести ещё один шлейф. Исходя из всего этого, действовать по ситуации.
Итак, для начала необходимые инструменты.
Наборы инструментов очень полезны и всегда ездят со мной.
Кроме того, я взял ещё наборы разных размеров шестигранников и звёздочек, а также универсальный съёмник руля.
Начать нужно с того, чтобы обесточить автомобиль, сняв минусовую клемму с аккумулятора. На самом деле, по идее, можно всё разбирать и так — просто не включая зажигания. Ни у одного человека ещё, разбирающего руль, не стреляли подушки безопасности просто так. Но лучше уж наверняка действовать.
Клемма снята.
Подушка безопасности легко отщёлкивается самой маленькой из набора звёздочек.
Вот она отщёлкнулась с обеих сторон.
Снимаю подушку, такая картина предстаёт перед глазами. Нужно отсоединить 2 клеммы — собственно, провод к подушке, и горизонтальную клемму посередине наверху — это подсоединение к улитке, крутящейся контактной группе руля.
Откручиваю центральную гайку, но не до конца, чтобы руль не соскочил в меня внезапно. Начинаю идти за съёмником руля, но для начала решил его просто руками снять. И он поддался. Так что пока что съёмник не понадобился.
Со снятым рулём открывается вид на контактную группу.
Разбираю пластик.
И снимаю улитку.
Всё, запираю машину вручную ключом и уношу всё это домой.
В первую очередь, хочу поглядеть контактную группу и попытаться затащить туда ещё один шлейф.
Снимаю стопорное кольцо.
Дальше разбираю на две половинки группу. Очень хорошо, что она на защёлках сделана — можно собирать и разбирать сколько угодно раз. В лачетти она была заплавлена, приходилось паяльником расплавлять пластик в местах крепления, чтобы разобрать.
Разбираю на две половинки. Внутри всё в смазке.
Сюрприз, неприятно портящий планы! Шлейфа уже два. Таким образом, шанс добавить ещё один невелик. Но попытаться я должен.
Вот мой дополнительный шлейф, очень похожий по характеристикам на тот, что используется штатно.
Окончательно разбираю контактную группу в целях добраться до мест крепления шлейфов. Именно туда и нужно заводить свой шлейф.
Заводится примерно таким образом.
Готово!
Но не всё так радужно. Логично, что если штатных шлейфа два, то свой добавить можно тремя способами: между ними или с одного из двух краёв. Способ посередине тоже разбивается на два: заводить через то колёсико или не заводить.
Так вот: во всей четырёх способах мне не удалось добиться стабильно работы перемотки. Всё время где-то затык был. Видимо, идея с дополнительным шлейфом в данном виде контактной группы пока что несостоятельна.
Так что делать? Горячиться пока рано.
Во-первых, всегда на крайний случай можно переделать всю систему на часовую пружину. Да, это муторно, но можно. Мне совершенно непонятно, ради какой экономии шлейфа не используется такая система везде. Она куда надёжнее, чем перемоточные механизмы, а главное — легко расширяема с точки зрения функционала.
Во-вторых, ещё неизвестно энергопотребление системы. Надо сделать руль и провести замеры.
В-третьих, что там уже со свободными жилами? Гляжу на используемые жилы. Хм… 3 свободных. Одна в шлейфе с кнопками, и две в шлейфе с подушкой безопасности. Никак не используются, но при этом они есть и прозваниваются. Уже хорошо.
Кроме того, курю инструкции:
Схема подключения подушек безопасности.
С подушками всё хорошо, действительно только две жилы используются, хотя в клемме 4 вывода, два из которых закрыты заглушками.
Управление кнопками.
Что у нас тут? Видно, что 3 жилы — B, D и C — один фиг замыкают на массу. Зачем это так сделано — непонятно. Из них можно по идее две освободить, присоединив к другой жиле. Все освобождать и подсоединять к массе руля, скорее всего, не стоит — при включении обогрева руля и других условиях сопротивления будет менять и кнопки, возможно, перестанут работать. Если же только два освободить, то самое худшее — это нельзя будет одновременно нажимать кнопки, например, громкости, и регулировки скорости вентилятора. Это не страшно, я их одновременно никогда и не нажимаю.
Но это всё в том случае, если получится освободить, если заработает так. Надо будет провести эксперимент.
Гудок.
И, наконец, включение сигнала. Там при нажатии на центральную часть подушки соединяются пластины, к каждой подходит провод и всё это дело уходит в улитку. На снятом руле пластины с массой руля не контачат. Однако, по схеме видно, что нижняя пластина, так или иначе, всё равно уходит на массу. Зачем тянуть через улитку дополнительный канал, если можно нижнюю пластину сразу посадить на массу руля? Непонятно. Но в итоге ещё одну жилку освободить могу.
Итого. 3 жилы свободные, одну можно легко освободить с гудка и скорее всего ещё две можно освободить с управления кнопками. Кстати сказать, вполне возможно, что для подогрева руля этого вполне достаточно.
2. Установка нагревательных элементов для подогрева руля в Chevrolet Captiva
Нужно под штатную кожу установить нагревательные элементы, спаять и подключить их правильным образом. После чего замерить потребление этой системы.
В очередной раз снимаю руль с авто и уношу домой с целью его злостного потрошения.
Для начала не без труда снимаю штатные серебристые накладки на руле. Снимать их необходимо, потому что они частично прижимают кожу руля.
Руль со снятым серебристыми накладками.
Затем нужно снять заднюю пластиковую часть руля, потому что она тоже прижимает кожу. После чего можно распарывать швы.
Снял пластиковый задник и начал распарывать швы.
На лачетти швы мне больше нравились. Там вдоль стыка с обеих сторон шли строчки, которые уже стягивались ещё одной ниткой. Т.е. достаточно было распороть только центральный шов. Здесь же шов идёт ёлочкой и снимать необходимо полностью все нитки. Это в дальнейшем сделает более долгим процесс сшивания обратно.
На этом моменте я понял, что распарывать швы мне мешают кнопки на руле и я снял и их тоже.
Спустя некоторое время дело готово и кожа слезает с руля.
Кожа руля.
К сожалению, она очень крепко держалась в местах перекладин, поэтому пришлось отдирать, оставив следы клея и обратной части кожи.
Руль приобрёл неказистый вид.
Всю эту шелуху нужно оторвать, поэтому беру свою любимую бутылочку, помогавшую мне ещё при шумоизоляции и отдирании двухстороннего скотча с крыши авто.
Растворитель В-646.
Немного работы тряпкой и клея нет.
Итак, руль ждёт подогрева! Необходимо, помимо флюса, паяльника и прочих радиоэлектронных штук, иметь сам нагревательный элемент, медную фольгу и клей.
Нагревательная лента из углеволокна, медная фольга и клей.
Теперь нужно определиться как подключать нагревательные элементы. Больше всего мощности нужно на верх руля, но без сильного дисбаланса с низом. Нагревательная лента такой ширины, что самое оптимальное клеить по 4 полоски на обод с четырёх сторон.
Поэтому главные точки подключения делаю по сторонам и на максимально одинаковой длине от низа и верха. Но из-за симметричности руля, там идут поперечины, которые не позволяют приклеить фольгу. Поэтому беру чуть выше, отсюда и будет чуть сильнее нагрев в верхней части руля.
Приклеиваю медную фольгу колечком.
Клеить нужно как можно плотнее.
Теперь я приклеиваю нагревательные полоски с тем, чтобы они частично заходили на медную фольгу с двух сторон.
Приклеил нагревательные полоски.
Как же теперь их соединить? Лента из углеволокна не плавится, не паяется. Значит нужно обжать концы ленты кусочками медной фольги, а уж медь к меди припаяется всегда.
Перед пайкой верхнюю и нижнюю поверхности лучше всего тонким слоем залудить.
Вот и всё, пайка готова.
Таким же образом поступаю со всеми соединениями. В результате образуется четыре параллельно подключенные нагревательные полоски.
Перед тем, как делать низ, проверяю потребление на +12 вольтах, да и вообще работоспособность всей этой фигни.
Греют!
Через 15 секунд уже горячо. И да, сила тока жрётся неслабая. Конечно, при ~13V чуть поменьше будет, но всё же.
Грубо говоря, 7А. В каптиве в улитке свободно минимум 4 жилы. А значит обогрев только верхней части руля можно пускать через улитку без всяких ухищрений и тупо через кнопку с фиксацией.
Но мне этого мало, планы чуть грандиознее.
Ах, да, толщина нагревательного элемента небольшая, так что эластичная кожа вполне должна встать на место. В случае чего её можно замочить на час в воде.
3. Доустановка нагревательных элементов, датчика температуры и обтяжка кожей руля Chevrolet Captiva
Верхняя часть руля была с четырёх сторон оклеена нагревательными элементами. Она же берёт основную нагрузку по потреблению из-за короткого расстояния между контактами. Она же будет нагреваться раза в 2-3 быстрее низа. Самое то для зимы.
Прежде чем делать низ, необходимо поставить датчик температуры для микроконтроллера, который будет управлять подогревом в автоматическом режиме.
Беру недорогой китайский датчик LM35.
У LM35 три провода. Один земля, другой +, а третий как раз выдаёт небольшое напряжение число градусов*10 mV, что позволяет его без сложностей подключить к микроконтроллеру. Датчик примечателен тем, что он работает от широкого диапазона напряжений, что позволяет использовать его напрямую в руле от +12V бортового напряжения, скажем, от звукового сигнала.
Единственное, работает датчик от 0 градусов Цельсия. Но, учитывая, что мне нужно руль нагревом выводить на плюсовую температуру (какую — подберу экспериментально потом), это совсем не страшно.
Вырезаю дремелью дорожку и монтирую датчик в место, поверх которого будет проходить нагревательный элемент.
Теперь главное его контакты и сам датчик как следует изолировать. Поэтому заливаю герметиком.
Залитый герметиком датчик. Жду, пока высохнет.
Ну и всё. Теперь аналогично верху прилепляю нагревательные элементы снизу руля, обжимаю их, припаиваю на медную ленту.
Однако есть одно "но". По внутренней стороне руля нагревательный элемент пустить нельзя, потому что там спицы руля находятся. В лаче я просто не стал клеить его. И практика показала, что эта сторона руля была зимой в итоге долго холодной.
Поэтому в очередной раз усложняю себе жизнь и делаю дополнительные контакты-перемычки между спицами руля с тем, чтобы между ними прицепить нагревательный элемент на внутреннюю сторону руля.
Примерно так выглядит ещё не везде обжатый и припаянный вариант.
Завершённый монтаж нагревательных элементов.
Осталось лишь дремелью сделать дорожки для питающих обогрев проводов, проложить туда провода и подпаяться к контактам медной ленты, сделанные с самого начала.
Здесь провод массы и три провода датчика температуры
А здесь плюсовой провод
В детали обшивания кожей вдаваться не буду — информации в инете море. Отмечу лишь то, что кто после данной операции захочет идеально круглый руль, лучше залепить пространство между нагревательными элементами чем-нибудь вроде тряпочной изоленты с тем, чтобы выровнять высоту. Мне же по практике ещё на лаче нравится, каким становится руль после установки нагревательных элементов без выравнивания высот. У него добавляется совсем немного угловатости и мои руки это больше устраивает.
Кроме того, я перед обшиванием на пару часов кожу руля замочил в воде. Так она эластичнее тянется. Однако, в паре мест — там, где медные ленты припаялись слишком толсто — идеально стянуть концы кожи не получилось. Таким образом, надо либо немного вырезать углубления под ленты, либо заказывать в ателье кожу с учётом утолщения руля (не знаю, можно ли так), либо забить. Я пока что забил, потому что щели маленькие, руками не чувствуются, и без специального заглядывания не видны. Может перешью, когда штатная кожа поистреплется.
А так процесс простой — мокрую кожу вытер полотенцем, надел на руль и прицепил стяжками, примерно, как должна стоять.
Получился штурвал.
Потом начал сшивать, через каждые пару сантиметров подтягивая шов и ставя стяжку, чтобы не расползался. Занятие больше нудное, чем сложное. И так как монотонной работой у женщин получается заниматься лучше, чем нам — творческим мужчинам — я привлёк к помощи жену, которая с половиной работы мне очень помогла.
Процесс в разгаре.
Пора уже было уезжать в Брянск, поэтому сразу после занятия шитьём руль поставил на машину и уехал. Осталось самое сложное — запитать полученные контакты нагревательных элементов током в 10-14А и при этом не убить улитку.
Получилось вполне прилично.
4. Улитка и тесты при подключении обогрева руля Chevrolet Captiva
Настала пора тестировать работу подогрева. Но для начала нужно всё это дело подключить к улитке. Когда я в первый раз разбирал улитку и изучал схемы проводки, проходящие через неё, я убедился в том, что в улитке каптивы есть уже 3 свободные жилы. Кроме того, потенциально можно освободить ещё 4.
Проверкой этого я и занялся в первую очередь, захватив перемычки от макетного набора ардуино и засев в машине.
Первое, что проверил на возможность освобождения — это проводок на сигнал. Их идёт два, на одном всегда +12, на другом масса — и они замыкаются друг на друга при нажатии на клаксон. Зачем отдельно тащить массу, если можно замыкать на руль? Проверяю, отсоединив при этом клеммы массы…
И работает!
Дальше нужно проверить три провода массы, заходящие в управление мультимедийкой (один провод) и в управление круизом и климатом (два провода).
Однако, несмотря на то, что там везде масса, работоспособность при замыкании на руль сохранилась лишь у управления магнитолой. Правый блок кнопок работать переставал.
Таким образом из 4 потенциально освобождаемых проводов я смог освободить только 2, что всего даёт 5 проводов под мои нужды.
У меня есть подозрение, что пересадив 2 проводка на руль, при включённом подогреве левый переключатель тоже не будет работать, потому что сопротивление поменяется из-за большой силы тока. Но на этот случай можно замкнуть на одну из масс, приходящих в правый переключатель. Работоспособность при этом сохраняется. При живом тесте в машине это выяснится.
Свободные провода: 2й, 4й (без клеммы и провода) и 9.
Первые два свободные (без клеммы и провода).
Продолжаю. Из этих пяти свободных жил одну нужно использовать под датчик температуры. Открываю улитку и выбираю под датчик самый тонкий из жилок, да ещё и с тем расчётом, чтобы оставшиеся 4 жилы были распределены по обоим шлейфам равномерно. Под датчик в итоге отошёл самый правый коричневый провод 9.
Подпаиваюсь к клеммам рядом с клеммами подушки безопасности. Несмотря на то, что клеммы расположены рядом, шлейфы у них разные.
Вот так выходят провода.
Так, две жилки вывел, нужно подпаяться к остальным двум.
Здесь нужные мне штырьки — это 2 и 4.
Так как у 4го ответной клеммы нет штатной, я их просто соединяю перемычкой с тем, чтобы пользоваться 2й, уже выведенной до этого в качестве массы клаксона, клеммой.
Перемычка установлена.
С обратной части улитки ситуация ещё хуже в плане подключения. Во-первых, выходящие под рулём провода, к которым я подключаю улитку, нужно частично перерезать будет. А именно — те, которые раньше отвечали за массы клаксона и левого подрулевого переключателя, а ныне отвечают за плюс подогрева и выход датчика температуры. Но это позже, когда уже буду устанавливать всё в авто. Во-вторых, нужно как-то вывести провод подогрева под рулём. Из них только датчик температуры нормально можно будет подключить к отрезанному штатному проводу.
Задняя часть улитки.
Принимаю решение также запараллелить дорожки.
Перемычка установлена.
Рядом со штатными разъёмами сзади улитки я тупо сделал новую дырку под два выходящих провода, которые подпаял к дорожкам одного и второго шлейфа. Делал это поздно и не фотографировал, но там всё просто, в общем-то. Теперь у меня сзади выходит новый провод для +12, а спереди в руле выходит 2 новых провода, которые параллельно соединяются один к новому подпаянному проводу, а второй — к бывшей массе клаксона. Датчик температуры передаётся через 9й провод штатной проводки.
Время проверить водогрев и улитку! Быстренько запитываю подогрев, подключивши к нужным проводам блок питания на 12V (15A).
Первый тест.
Меня ждало два разочарования.
Разочарование первое — шлейфы всё-таки ощутимо греются, что обозначает необходимость на управляющем микроконтроллере включать его не на полную мощность. Не мудрено — подогрев примерно на 150W получился.
Но главное разочарование — это то, что к тому моменту, как низ становился тёплый, верх был уже раскалённым. Я, конечно, рассчитывал на более быстрый прогрев верха руля, но не с разницей в 3-4 раза!
Тут я начал, фигурально выражаясь, биться головой об стену, коря себя за то, что не сделал нормальной проверки ДО того, как обтянул всё кожей.
Размотав почти всё (остался только верх, и то не весь) и обнажив контакты, я начал экспериментировать на тему того, как, оставив тёплый верх, ускорить нагрев нижней части руля.
Возможные схемы доподключения.
У меня нарисовались варианты на фотографии выше.
1. Текущий вариант подключения. Как выяснилось, верх нагревается в несколько раз сильнее низа, что меня не устраивает.
2. Первое, что я попробовал. Подключения (1) при этом нужно оставить. Ну что, же — ожидаемо добавляются 3 короткие области между плюсом и минусом, они же интенсивно и греются. При этом забывая про верх. Электричество — оно ведь по короткой дороге бежит.
3. С сохранением подключения (1). Скорее всего был бы идеальный вариант подключения. Образовалось бы 3 одинаковой длины области. Но, поразмыслив, я от этого варианта отказался. Во-первых, придётся обрезать обогрев посередине, опять монтировать медные ленты и прочее-прочее. Во-вторых, к ним придётся протащить провода, а это значит делать дорожки углубления через весь руль, что заставить проходящие медные кольца снимать и ставить обратно — гемора много, в общем. И главное, в-третьих, мне очень не нравятся две разнополюсные клеммы, находящиеся так близко к друг другу. Чуть что — и КЗ, которой в лучшем случае выбьет предохранитель, а в худшем — долбанёт искрой руку, лежащую на руле, а тонкий шлейф улитки выгорит раньше сработавшего предохранителя.
4. Попробовал я подключиться так. Но при таком подключении вообще почти не грелись элементы.
В итоге я подключил (1) и (4) одновременно. И всё стало идеально — верх греет чуть-чуть сильнее и быстрее, чем низ.
Итоговое подключение таково. Потом торчащие провода я просто припаял к находящимся рядом проводам, проложенным до этого.
Но идеально стало почти. Да, я при этом вывел из обогрева два маленьких участка руля. И фиг бы с ними, но под одним из участков лежит датчик температуры, который при таком подключении стал бесполезен.
Что делать? Но медь же хорошо проводи тепло. Я вырезаю ныне бесполезный участок нагревательной ленты, под которой лежит датчик температуры и приклеиваю медную ленту так, чтобы она касалась контактов по сторонам от неё.
Решение найдено.
Проверяю — и да, тепло передаётся на датчик при нагреве! Быстро, за часик, с уже набитыми руками и теперь уже сухой кожей (главное, что до этого намочил и растянул, а сухая намного проще сшивается) я собираю кожу руля обратно.
Осталось ещё много работы, но на фоне уже сделанного — полная ерунда. Раз уж подогрев руля будет работать от одного из двух ардуин, которые будут в салоне, пора прикинуть схему подключения первой ардуины.
Примерная схема подключения первой ардуины в салоне.
Это моя первая в жизни схема, так что знатокам просьба сильно не пинать, но указать на её недостатки.
Участок схемы, ответственной за подогрев руля, я собрал на макетке на столе. Пора писать прошивку. Получилась она у меня довольно большая, поэтому чтобы место в посте не занимать, дам на неё ссылку. Там уже и части для люстры и омывателя фар тоже написаны, но пока не тестировались, естественно.
pastebin.com/uH4hyk8y
Затаив дыхание перед первым включением… а, впрочем, зря затаил, потом последовала пара часов отлавливания багов и отладки прошивки, прежде чем она, наконец, заработала.
Важно подпаять диод к контактной колодке реле, чтобы не спалить транзистор всплесками тока при выключении реле.
Первый тест подогрева руля, шлейфа улитки и программы микроконтроллера сразу.
При 40-50% мощности шлейф греется совсем умеренно, что позволяет на таком режиме использовать подогрев постоянно. Насколько мне этого будет хватать зимой — зима покажет.
Управление идёт одной нефиксируемой кнопкой. Быстрое нажатие — подогрев включился, второе нажатие — выключился. Если зажать на полсекунды кнопку, то включится автоматический режим поддержания температуры. Который выключается, если ещё раз нажать на кнопку.
2 индикатора — один показывает, что подогрев работает, второй показывает, включен ли автоматический режим. Пока что я их, наверное, тупо так приделаю, а вот по весне уже буду колхозить новую индикаторную панель в приборку, как раз туда и подведу все эти светодиоды подсвечивать соответствующие пиктограммы.
Неполная мощность работы на данный момент реализована периодическим включением и выключением обогрева. Потом, если мне надоест щёлканье реле под капотом или оно сдохнет от такого использования, я попытаюсь переделать всё это с помощью полевого транзистора и ШИМ. А пока что мне неплохо бы знаний подкопить.
В конечном итоге тесты пройдены! На выходных будет подключение проводки под рулём и под капотом, может быть уже установка кнопки. Ну а до выходных если уже соберу не макет, а рабочее устройство, то сразу всё подключу и надеюсь заработает.
5. Микроконтроллер, протяжка провода, кнопка подогрева руля в Chevrolet Captiva
Мне оставались установка кнопки, создание платы с микроконтроллером и подключения в машине. И начал я с того, что можно делать в помещении — с микроконтроллера.
Так как платы делать я не умею — а стоило бы научиться в будущем — я делаю всё на макетке и соединяю монтажными проводами.
Вот такая плата получилась спереди.
Вот такая плата получилась сзади.
Красиво, ага. Если бы я умел делать платы, например, методом лазерно-утюжной технологии, то на этом моя часть работы была бы закончена. А так впереди ещё подпайка порядка 40 проводов и около сотни точек пайки.
Как-то так.
Вот теперь порядок. Надо ли говорить, что я потом в течении получаса прозванивал получившиеся соединения, чтобы проверить их работоспособность?
Теперь пора сделать штекер, с помощью которого всё и будет подключаться. Так как используемых проводов у меня вышло 17 штук, а потенциально ещё парочка добавится — уровень омывающей жидкости мониторить (перепрошить-то ардуино проще простого), то я выбрал штекер на 20 проводов.
Провода подключены к штекеру-папе.
После чего ещё в течении получаса прозванивал работоспособность соединений уже с подключенным штекером. Пару соединений пришлось поджать посильнее, а то не коннектились.
Теперь всё, дальше тянуть нельзя, решил я по-быстрому провода протянуть из салона под капот.
Кстати, вот какой вид приняли штекеры улитки под рулём. Естественно, обрезанные провода нужно заизолировать кроме самого правого — это мой выход с датчика температуры.
Полез я в ноги водителя и вроде бы в крыло уходит жгут проводов. Ну, в лачетти также было — провода шли через резинку под крыло, а оттуда — под капот.
Впервые достал штатный домкрат и начал поднимать колесо для того, чтобы освободить подкрылок. Раскрутил его до конца, а колесо не оторвалось от земли. В итоге я понял, что под штатный домкрат нужно подкладывать дощечку (он чуть-чуть в землю ушёл), иначе моё колесо к тому же на 1 см радиусом больше штатного я в случае чего и не сниму.
Ну да мне снимать колесо не нужно было, достаточно было лишь вывесить. Дальше я пооткручивал клипсы, держащие крыло, отогнул его… и там нет ничего, никакого жгута.
Вот это да! Пошёл внимательнее следить за тем, куда уходит жгут из ног водителя и оказалось, что в дверь. Зря крыло снимал и колесо домкратил!
Вернув всё обратно, я ещё раз полез в ноги водителя и наконец заметил ещё один жгут, уходящий в моторный щит под двумя слоями шумки, нереально высоко и неудобно. С другой же стороны жгут выходит за расширительным бачком с антифризом.
Не буду описывать мои эмоции на протяжении следующих двух часов, в течении которых я пытался протащить провода! У меня уже в планах было снимать бачок с тем, чтобы освободить доступ из капотного пространства, как наконец я сумел удачно под ногами водителя сделать одновременно несколько вещей:
— Торчать головой под приборкой, а ногами на улицу в позе ЗЮ.
— Раздвинуть слоя шумки, и держать их раскрытыми.
— Светить фонарём.
— Отгибать штатный жгут проводов дабы не порезать его.
— Воткнуть нож над штатным жгутом в резинку и сделать прорез.
Теперь в этот прорез все мои доработки должны пролезть будут! Но по крайней мере на данный момент я протащил 2 провода (один силовой обогрева, другой управляющий реле) и уже без проблем — с прорезом-то!
Вот как это выглядит в ногах водителя близко (пока что один провод только протащил)
В ногах водителя — чуть отдалился.
Под капотом — за расширительным бачком и стойкой находится выход жгута проводов из салона.
Вот они родимые выходят из салона!
В общем-то, теперь удобно в отличие от лачи — для того, чтобы протащить новые провода, надо снять пластик в ногах водителя, изогнуться в хитрой позе и, раздвинув шумку, протащить провода. А потом под капотом их протянуть сколько надо. И не надо домкратить и подкрылок снимать.
Честно говоря, такие длительные эксперименты, да ещё и на леденящем сильном ветру, сильно энтузиазм мой поубавили, поэтому я ограничился лишь подключением этих проводов под капотом к реле и предохранителю так, чтобы больше под капот до весны не лазить.
Тем временем, согревшись, я решил убедиться в работоспособности созданной платы. Для этого я на макетке воссоздал будущие подключения, заодно расписав выходящие провода:
1. +12
2. GND
3.
4. WET LED AUTO
5.
6. WET LED ON\OFF
7.
8. LIGHT LED AUTO
9. WET OUTPUT
10. LIGHT LED ON\OFF
11. LIGHT OUTPUT
12. HEAT LED AUTO
13. HEAT OUTPUT
14. HEAT LED ON\OFF
15. HEAT SENSOR
16. WET BTN
17. WET INPUT
18. LIGHT BTN
19. LIGHT INPUT
20. HEAT BTN
Теперь не запутаюсь в двадцати чёрных проводах. С удовольствием сделал бы их все разными цветами, да где я столько вариантов цвета найду?
Тестовый стенд новой платы.
Прошиваю ардуино про мини с помощью ардуино уно.
И всё прекрасно работает за исключением автоматического режима обогрева руля, так как второго такого датчика температуры у меня не было. Потестирую его уже наживую в машине.
При запуске на 2 секунды загораются все 6 светодиодных индикаторов с целью их диагностики, затем гаснут и микруха переходит в рабочий режим. Сохранение настроек (включенного авто-режима) я сделаю только тогда, когда всё будет как следует оттестировано в машине. А пока что при запуске всё стартует в выключенном состоянии.
Ну, и так как ни люстры на крыше, ни омывателя фар у меня пока нет, то лишние провода изолирую и убираю пока что.
Изолирую и убираю пока что лишние провода.
Можно подключать в машину! Ах, да, я тут пока ещё подрулевой нижний пластик домой принёс, потому что решил сделать кнопку слева от руля на нём. А ещё я сделаю такую же кнопку рядом с левым подрулевым переключателем уже на верхней половинке пластика и она уже будет управлять дальнобойной люстрой на крыше, но это потом.
Немного работы дремелью и кнопка установлена.
Кнопка управления подогревом руля.
Так как кнопка мне понравилась, но обратной клеммы такой я к ней не нашёл, то припаял свою клемму на 4 провода: + и — для светодиодной подсветки, и два провода, замыкающихся при нажатии на кнопку.
Подключил провода, обязательно через клемму.
Вот как она светит.
Теперь о подсветке кнопки. У меня будет своя индикация режимов, где пока что 6 светодиодов используются (а будет 7 — ещё уровень омывайки добавлю). Всё это весной, но пока что нужно куда-то выводить хотя бы информацию о том, что обогрев руля включён. Я решил, пока что не подключать подсветку кнопки к салонному габаритному освещению, а подключить как раз для индикации этих режимов.
Самое интересное, что нигде не нашёл информации о том, где бы у каптивы в салоне взять плюсы от зажигания и габаритов. Написал на обоих форумах каптивовских — бесполезно. Наконец, в личку мне один человек скинул инструкцию по установке сигнализации, где было сказано, что зажигание проще всего взять под рулём и даже сказано, с какого провода. Чем этот человек мне очень помог. Габариты мне пока не нужны (кстати, я уже догадался откуда их лучше всего брать, но это уже весной), так что всё необходимое для окончательной установки у меня есть и остаётся совсем немного.
6. Установка подогрева руля в Chevrolet Captiva
Поставил я подогрев в авто наконец-то.
Получилось нетривиально совсем, поэтому мало фоток. Но по порядку.
Сначала надо снять весь пластик под рулём, чтобы был доступ к проводам замка зажигания. Оттуда мне нужен розовый провод, где появляется +12 после включения зажигания.
Провод зажигания.
Подпаиваюсь я к нему через диод, чтобы в случае чего не пошёл обратный ток и не сломать чего-нибудь.
Подключение через диод.
Дальше цепляю клеммы на аккумулятор, их подключаю к инвертору, а в инвертор втыкаю паяльник.
Припаиваю силовой провод подогрева руля от улитки к тому, что я до этого выводил под капот и подключал к реле. Подсоединяю все провода сделанной до этого кнопке. Нахожу под рулевой колонкой какой-то болт на массу и делаю себе землю.
У меня на данный момент 6 проводов подпаять нужно к сделанном мной в прошлом посте управлялке: земля, +12 зажигания, управляющий провод на реле, провод датчика температуры, провод кнопки и провод светодиода вкл\выкл.
Процесс подпайки.
В процессе подпайки и тестов при включенном зажигании я случайно замкнул зажигание с землёй и у меня загорелся иммобилайзер на приборке. Спалил предохранитель. Он в салоне, на 2А. Поменял — всё хорошо.
Затем у меня заискрился и сдох паяльник. Отлично, пошёл домой за паяльной станцией.
Ещё не подводила меня.
С ней в походных условиях даже проще — обычный паяльник чуть не туда положишь, и он норовит упасть, оплавив при этом пластик в салоне, сиденье, лкп и прочее. А тут держатель специальный есть.
В общем всё припаял. Проверяю — не работает. Вернее, лампочка на контроллере загорается, но кнопка не реагирует. Начинаю измерять тестером. Вместо земли — +9V! Естественно, ардуина стартует со стабилизатором (ей 5V надо). А вот нажатие кнопки не обрабатывается, потому что у меня рассчитан делитель напряжения на от +9 до +15, а тут разница всего (13-9)=4V и контроллер не считает кнопку нажатой.
Понял, что землю для питания микроконтроллера надо тянуть от аккумулятора, а не в салоне брать. Протянул — и всё заработало!
Хотел видео добавить, а потом подумал — а чего там смотреть? Включил зажигание, подсветка кнопки загорается на 2 секунды и гаснет, после чего однократное нажатие включает подогрев (и загорается подсветка), ещё одно однократное нажатие выключает обогрев. Авто-режим с датчиком пока не тестировал, всё впереди.
Греет! Греет не супербыстро, я специально пока на слабом режиме запустил для проверки улитки. Подумываю всё-таки по методу, применяемому некоторыми людьми, прикупить повышающий DC-DC преобразователь из 12V в 36V. И запустить обогрев на полную мощность.
Но это уже всё нюансы. Главное — подогрев есть, он работает, а микроконтроллер уже рассчитан на подключение панели индикации, которую ещё нужно будет колхозить, на подключение люстры на крыше, на подключение омывателя фар.
Подогрев руля, скажу я вам, обалденная вещь. Наконец-то он снова у меня есть.
https://www.drive2.ru/l/2212606/, https://www.drive2.ru/l/2257831/, https://www.drive2.ru/l/2292686/, https://www.drive2.ru/l/2351149/, https://www.drive2.ru/l/2403562/, https://www.drive2.ru/l/2455783/
137169
|
Твитнуть |
Метки: подогрев руля
Комментарии
- Комментарии не найдены
Оставьте свой комментарий
Войдите под своим именем, чтобы оставить комментарий
Оставить комментарий от имени гостя